Процесс над Навальным: день семнадцатый
«Газета.Ru» вела онлайн-репортаж из суда в Кирове, где продолжается процесс над Алексеем Навальным
И снова судья Блинов возвращается в зал суда. Давыдова продолжает аргументировать необходимость вызова в суд Вотинова. После его допроса изучалась прослушка телефонных переговоров подсудимых, где упоминалось, что Вотинов и Опалев ездили в Чечню. Поэтому защита делает вывод, что Вотинов вполне может знать от экс-главы КОГУП про взаимоотношения «Кировлеса» и ВЛК. Блинов остался верен первоначальному решению и отказал в вызове Вотинова в суд. Процесс продолжится в среду, 3 июля, в 09.00 мск.
Прокурор Черемисинов не против приобщить документы. Судья Блинов сомневается, спрашивает, кем эти документы подтверждены. Навальный отмечает, что в суде не раз говорилось, что документация «Кировлеса» выглядит именно так, у них просто нет других. Адвокат Давыдова говорит, что документы получены от достоверного источника, но она полагает, что эти документы восстановлены, поскольку «Кировлес» регулярно терял документацию. Судья Блинов сдался, ему нужно время на ознакомление с документами. Он хотел объявить перерыв до среды, но адвокат Давыдова его остановила. Она просит взывать в суд свидетеля бывшего советника губернатора Андрея Вотинова — ключевого свидетеля обвинения. Он, осужденный к четырем годам лишения свободы за покушение на мошенничество в особо крупном размере, ранее выступал в суде как свидетель обвинения. Сейчас Вотинов находится в СИЗО в ожидании еще одного допроса в суде.
Судья Блинов спрашивает, что конкретно защита собирается спросить у Вотинова. По словам Давыдовой, он может пояснить обстоятельства заключения договора между ВЛК и «Кировлесом». Судья в ответ: сомневаюсь, что у него есть сведения по этим обстоятельствам.
Давыдова возмущена.
— Ваша честь вы запрещаете нам вызывать в суд директоров лесхозов, экспертов, я не понимаю, как нам защищаться. В прошлый раз Вотинов был отпущен из зала суда с условием, что потом защита сможет его опросить. — Суд принял решение и менять его не будет, отвечает Блинов. — Тогда для чего он (Вотинов) до сих пор содержится в СИЗО? — продолжает Давыдова. — Суд прерывает пререкания, — обрезает Блинов.
Защита просит пять минут перерыва для того, чтобы сформулировать вопросы для Вотинова. Перерыв.
Защита просит приобщить документы, из которых следует, что у ВЛК отсутствует задолженность перед 15 лесхозами. Адвокат Давыдова подробно перечисляет перечень документов, опять счета-фактуры, копии актов сверки, расчеты ВЛК с лесхозами и т. д . Между тем слушатели незаметно расходятся.
Пришел судья Блинов. Он считает, что необходимости для вызова 13 свидетелей в суд, заявленных стороной защиты, нет. Поэтому судья Блинов отказал в ходатайстве защиты, как и на прошлом заседании.
Судье Блинову нужно время, чтобы изучить ходатайство защиты, объявлен перерыв до 16.30.
Давыдова продолжает читать ходатайство вот уже 10 минут.
Защита снова просит вызвать в суд свидетелей, среди них глава департамента лесного хозяйства Кировской области Ахмадулин, его заместитель Климова (она также была в составе экспертной группы, которая оценивала эффективность КОГУП), сотрудник Следственного комитета,сотрудники ВЛК и эксперты. В вызове всех этих свидетелей в прошлый раз судья Блинов отказал. Но адвокат Давыдова настойчива, она снова невозмутимо обосновывает необходимость их вызова в суд.
Адвокат Давыдова просит суд приобщить к материалам дела переписку, которую принесла Овсянникова. Но судья Блинов отказывает, поскольку подлинность переписки на основании распечаток установить невозможно. Он предлагает предоставить оригинал, правда, не уточнив, что такое оригинал электронной переписки.
За время работы в ВЛК Овсянникова не видела Навального, но знает его по Фонду поддержки губернаторских инициатив, куда в последствии устроилась работать. Прокурор оживился, просит огласить протоколы допроса Овсянниковой в 2011 году, поскольку тогда она сообщила, что устроилась в Фонд после звонка Навального и по рекомендации Офицерова. В суде же свидетель сообщила, что на работу в фонд устроилась без чьих-либо рекомендаций, самостоятельно. Но после слов прокуора свидетель внезапно вспомнила и подтвердила слова прокурора, но она не помнит, когда звонил Навальный и когда ее допрашивали следователи.
Адвокат Давыдова отмечает, что обстоятельства касаются 2011 года, этот период не имеет отношения к предъявленному обвинению. Судья Блинов согласен и отказывает прокурорам в оглашении протокола допроса 2011 года.
Перерыв закончен. В суд вызывается свидетель защиты Елена Овсянникова, которая с 2009 до апреля 2010 года вела налоговый и бухгалтерский учет ВЛК. У ВЛК был один рублевый счет и два валютных в Вяткабанке, все расчеты ВЛК вела по безналу. Овсянникова говорит, что ВЛК никогда не перечисляла денег Навальному. У ВЛК было несколько поставщиков лесопродукции, самым крупным в начале деятельности был «Кировлес». По словам свидетеля, отношения ВЛК и КОГУП регулировались стандартным договором, у которого было множество приложений. Она говорит, что «Кировлес» неверно оформлял финансовую документацию, то есть подтверждает слова свидетеля Меркушевой.
— По неверно оформленной документации невозможно было оплатить лес и его транспортировку. То есть задержки с оплатой по поставкам «Кировлеса» могли происходить, только если КОГУП неверно оформлял финансовые документы. Однако деньги за поставленную продукцию ВЛК перечисляла непосредственно на счета КОГУП «Кировлес». Свидетель Овсянникова в подтверждение своих слов принесла с собой распечатки переписки по электронной почте с главным бухгалтером КОГУП «Кировлес» Страхолис. Она отмечает, что КОГУП просил переводить деньги, не указывая конкретные лесхозы.
Защита вызывает свидетеля Дмитрия Офицерова (брата подсудимого), который все еще руководит ВЛК. В июне 2009 году он приехал в Киров по приглашению Петра Офицерова и начал работать менеджером по закупкам, с октября того же года он возглавлял компанию. Он рассказывает, что менеджеры ВЛК находили покупателей чаще всего в интернете, каждый понедельник начинался с мониторинга цен. По его словам, качество продукции «Кировлеса» не соответствовало заявленному в документах и требованиям покупателей. В качестве примера он рассказывает, как «Кировлес» поставил шестиметровый спичкряж на Балабановский завод, куда заказывали трехметровый. К тому же при распиле выяснилось, что спичкряж гнилой.
Дмитрий Офицеров говорит, что Навального в ВЛК не видел ни разу и не помнит, чтобы его брат встречался с тогда советником губернатора при нем.
Адвокат Давыдова просит, Дмитрия Офицерова охарактеризовать личность ее подзащитного. «Ну для меня он самый лучший человек, он же мой брат», — не задумываясь говорит свидетель.
На вопрос судьи Блинова об обстоятельствах заключения договора он ответить ничего не может — его заключали до того, как он приехал в Киров.
Свидетеля отпустили и объявили перерыв до 15.00.
Меркушева говорит, что в «Кировлесе» ее непосредственным начальником была дочь гражданской супруги Опалева Марина Бура, которая была очень довольна сотрудничеством с Офицеровым и верила, что он сможет помочь госпредприятию. Отношения между руководством КОГУП и ВЛК складывались дружески, а договор между компаниями был самым обычным. По словам свидетеля защиты, в КОГУПе систематически неверно оформлялись документы — платежки, счет-фактуры. «Это впоследствии влияло на оплату», — говорит свидетель. То есть бухгалтер ВЛК просто не мог совершить оплату за поставленную лесопродукцию.
Меркушева говорит, что никогда не видела Навального и не слышала его фамилию, в составлении договора «Кировлес» — ВЛК он не принимал никакого участия.
Завершая допрос, адвокат Светлана Давыдова просит дать характеристику ее подзащитному Офицерову. Свидетель говорит, что Офицеров порядочный и ответственный человек и он переживал за сотрудников «Кировлеса», которые потеряют работу в случае банкротства.
Защита просит суд заслушать показания свидетеля Меркушевой, она работала в ВЛК Офицерова в 2009 году с апреля по конец августа. Судья Блинов не против. Она рассказывает, что, когда пришла в ВЛК, столкнулась с тем, что в «Кировлесе» копились и не обрабатывались документы по отгрузке леса и договоры с контрагентами. Поэтому ее отправили на стажировку в коммерческий отдел КОГУПа, чтобы помочь разобрать эти документы. «На момент, когда я пришла на стажировку, коммерческий отдел не мог ответить на вопросы, какое количество леса отгружено, какое количество средств должно поступить на счет. Эту информацию просто некому было обрабатывать», — говорит Меркушева.
Гайдар вспоминает, как смеялись над первым аудитом по «Кировлесу». По ее словам, губернатор Никита Белых назвал аудит непрофессиональным. Аудиторская проверка, сделанная по заказу департамента госсобственности Кировской области, одно из основных доказательств обвинения. Целью проведения аудиторской проверки был анализ деятельности «Кировлеса» и выработка рекомендаций для путей возможной реорганизации предприятия (проверка проводилась по требованию Навального). Вместо этого аудиторы фирмы «Вяткаакадемаудит» сосредоточили внимание на изучении отношений «Кировлеса» и Вятской лесной компании и пришли к выводу, что торговля с ВЛК наносит ущерб госпредприятию (авторы заключения в тексте также ссылаются на ошибочное утверждение, что директорам лесхозов в соответствии с 76-м приказом гендиректора КОГУП «Кировлес» Опалева было поручено торговать только с Вятской лесной компанией, тогда как в действительности в 76-м приказе говорится о запрете директорам лесхозов на самостоятельную торговлю в обход головного предприятия, то есть самого КОГУП «Кировлес»). Впоследствии была проведена независимая аудиторская проверка.
Гайдар говорит, что абсурдное заключение аудиторов было инициировано бывшим главой департамента госсобственности Константином Арзамасцевым, на тот момент конфликт между Навальным и им был и на профессиональном, и личностном уровне. Навальный требовал неоднократно проведения аудита крупной компанией, впоследствии же предприятие было обанкрочено, а Опалев отстранен.
Прокуор спрашивает Гайдар, давно ли она знакома с Навальным. С 2005 года, поясняет свидетель. С Офицеровым она познакомилась позже. Допрос Гайдар закончен.
Судья Блинов вернулся и принес извинения. Продолжают допрашивать Гайдар. Она говорит, что руководство «Кировлеса» не могла не знать, что Навальный работал в правительстве области в статусе советника и не мог принимать ни кадровых решений, ни каких-либо других. Ранее свидетель обвинения замдиректора «Кировлеса» Лариса Бастрыгина утверждала , что Навальный вынудил «Кровлес» сотрудничать с ВЛК Офицерова, а кроме того настаивал на увольнении главы КОГУП «Кировлес» Вячеслава Опалева. Гайдар продолжает: губернатор Белых неоднократно давал поручения Навальному исследовать предприятия лесной отрасли. На первом этапе изучения ситуации в лесном хозяйстве Навальны считал, что КОГУП надо помочь со сбытом, но позже пришел к выводу, что Опалева стоит отстранить, а предприятие реорганизовать. «Но разговоры об отставке Опалева велись изначально, в какой-то момент и Щерчков на этом настаивал, такие разговоры были нормой», — отмечает Гайдар. Она также рассказывает, что знала Офицерова и, по ее данным, предприниматель приехал в Киров самостоятельно, поскольку Никита Белых проводил общую политику привлечения среднего и малого бизнеса в область.
Неожиданно, в суде заминка. Судья Блинов на середине фразы оборвал Гайдар и сообщил, что у него перерыв 5 минут. Ждем.
Прокуроры не против допроса свидетеля защиты. Судья удовлетворил ходатайство и пригласил Марию Гайдар в зал заседания. Мария Гайдар рассказывает, что с 2009 году по 2011 год работала в правительстве Кировской области, при этом сначала она как и Навальный была советником губернатора Белыха на общественных началах. По ее словам, она какое-то время жила на резиденции «Черное озеро», где проживал Белых, его заместитель Сергей Шерчков и Навальный. Навальный спрашивает у Гайдар, мог ли советник на общественных началах принимать какие-то решения по госпредприятиям. По словам свидетеля защиты, советник на общественных началах делает исследование,собирает информацию, дает свое экспертное заключение,но у него нет полномочий принимать решения.
Гайдар рассказывает про обстоятельства назначения Навального советником Белых, последний, оказывается, ранее предлагал Навальному более высокопоставленную, с большими полномочиями должность, он отказался.
Судья Блинов после перерыва отказал в исследовании письменных материалов дела о банкротстве «Кировлоеса», о приобщении которых ходатайствовала защита. Отказано на основании того, что ОФицерову и Навальному не вменяется в вину банкротство предприятия. Адвокаты просят допросить Марию Гайдар, в 2009 году занимавшую пост вице-губернатора Кировской области. Она находится в здании суда и готова выступить свидетелем защиты. Навальный отмечает, что в записях прослушки телефонных переговоров оппозиционера есть голос, который как утверждает следствие, принадлежит Марии Гайдар.
Перерыв продлится до 13.00.
Суд объявил перерыв, чтобы по ходатайству адвоката Кобелева истребовать из арбитражного суда документы о банкротстве и арбитражном управлении КОГУП «Кировлес». У защиты истребовать эти документы не получалось.
Адвокат Навального Сергей Кобелев попросил судью приобщить документы о том, что в 2009 году в связи с кризисом цены на лес упали: в обвинении это учтено не было. Судья и обвинение не возражали.
Блинов: «Одновременное назначение судьи и прокурора — простое совпадение».
Судья Блинов отклонил ходатайство о собственном отводе: «Основания для отвода судьи отсутствуют».
Судья Блинов объявил перерыв до 9.50 для вынесения решения по ходатайству защиты об его отводе. Адвокат Давыдова заявила, что у защиты достаточно оснований считать судью субъективным и пристрастным.
Суд отказался вызвать свидетелей защиты Навального.
Доброе утро! Сегодня в Ленинском районном суде Кирова возобновляется процесс над оппозиционером Алексеем Навальным. Заседание начнется в 9 часов.