Во вторник вечером в здании правозащитного центра «За права человека» (ЗПЧ) состоялась встреча правозащитников, представителей Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Москве и «Комитета 6 мая» с родственниками арестованных по делу о массовых беспорядках на Болотной площади.
К началу беседы, в 19.00, небольшое помещение центра было забито близкими подозреваемых в беспорядках, журналистами, правозащитниками и представителями оппозиции. Помимо знакомства с родственниками члены движения ЗПЧ и контролеры за столичными СИЗО должны были определить, чем они могут помочь арестантам, и выслушать жалобы их родных. Большая часть встречи, на которой в основном обсуждались технические вопросы, касающиеся тактики защиты подозреваемых и организации свиданий с их близкими, прошла спокойно.
Но под конец родственники не выдержали и обрушились с критикой на организаторов «Марша миллионов» и лидеров протестного движения.
Последние полчаса заседания его устроителю, лидеру ЗПЧ Льву Пономареву, пришлось оправдывать поведение лидеров оппозиции. В основном претензии исходили от семьи Федора Бахова, ученого-почвоведа, кандидата наук, задержанного 10 июня и арестованного на следующий день по подозрению в участии в массовых беспорядках и применении насилия к полицейским. Мать Бахова Людмила недоумевала, почему митинг на Болотной площади назвали «Маршем миллионов», а заявку подали лишь на 5 тысяч человек.
«А почему наши родственники должны сидеть, причем им грозят реальные сроки, а Сергей Удальцов дает интервью и заявляет, что да, мы должны помочь этим людям, но вы сами понимаете: отпуска, лето, жарко…» — продолжила выступление Людмилы Баховой сестра арестованного Мария.
По ее словам, весь судебный процесс по «болотному делу» напоминает «жертвоприношение» — когда 14 человек, 11 из которых находятся в СИЗО, должны отправиться за решетку из-за политических амбиций лидеров оппозиции.
Лев Пономарев, как мог, пытался успокоить семью Баховых, но в итоге сам не выдержал и начал разговаривать на повышенных тонах: «Что вы хотите, можете мне сказать?» «Мы хотим, чтобы организаторы — Удальцов, Навальный, Давидис — ответили за этот митинг и, будучи на свободе, помогли», — не унималась Людмила Бахова.
По ее словам, никто не хочет, чтобы лидеры оппозиции сели на скамью подсудимых, но ей необходимы объяснения: зачем, к примеру, на Болотной площади была организована сидячая забастовка. Причем объяснений она хочет не только от «Удальцова и компании», но и от Алексея Навального, который во время своего задержания 6 мая призывал митингующих оставаться на площади.
Сидевший практически всю встречу молча отец Бахова, Николай, вдруг попросил слово и постарался резюмировать претензии своих близких: «Прошли аресты, идет зверский накат… Почему организаторы спрятались?»
Баховы потребовали организовать встречу со всеми лидерами оппозиции, принимавшими участие в организации митинга на Болотной площади и выступавшими на нем. К их просьбе присоединилась и семья арестованного Ярослава Белоусова. Остальные родственники, присутствовавшие на встрече с правозащитниками, инициативу Баховых и Белоусовых поддержали.
Пономарев, отчаявшись остановить поток претензий, пообещал, что передаст вопросы родственников оппозиционерам, в частности, Удальцову. Встреча, заверил правозащитник, тоже состоится, но когда, он сказать затруднился. По его мнению, организаторы «Марша миллионов», заявку на который подавал помимо Удальцова и представителя «Солидарности» Сергея Давидиса активист Игорь Бакиров, не могут нести ответственность за поведение «нескольких тысяч человек». Организаторы, заявил Пономарев, выполняют лишь «общественную функцию», которая заключается в соблюдении формальностей, предполагающих, к примеру, получение разрешения на акцию протеста. «Поэтому предъявлять к ним претензии такого рода, на мой взгляд, неправильно», — защищал соратников по протестному движению Пономарев. Впрочем, он согласился, что общественность «пока плохо реагирует на «болотное дело» и нужно «усилить» кампанию в поддержку арестованных. 26 июля Пономарев и «Комитет 6 мая» планируют провести митинг в поддержку арестантов в Новопушкинском сквере (в среду утром мэрия этот митинг согласовала).
Помимо претензий к оппозиции родственники арестантов пожаловались на то, что следователи отказывают им в свиданиях. Жена предпринимателя Олега Архипенкова Анастасия рассказала, что следователь ей «ясно сказал: свиданий не ждите».
Юристы ЗПЧ предложили решить проблему, обжаловав действия следователей в судебном порядке. Представители московской ОНК, в свою очередь, заверили, что будут держать постоянный контакт с администрациями следственных изоляторов, где находятся арестованные.
Самая сложная ситуация у инвалида второй группы по психическому заболеванию Михаила Косенко, который находится в СИЗО № 4. По словам сестры подследственного Ксении, ее брату в изоляторе с каждым днем становится все хуже: ему с перебоями поступают необходимые лекарства, а врачи изолятора отказываются предоставлять медицинскую помощь на должном уровне.
Сергей Удальцов заявил «Газете.Ru», что готов встретиться с родственниками «в любое время», но считает, что критика в адрес оппозиции со стороны близких арестованных спровоцирована следователями:
«Это классическая разводка. Мы прекрасно понимаем родственников, но я допускаю, что это правоохранительные структуры их накручивают, рассказывают им всякие небылицы о том, что мы якобы спрятались». Лидер «Левого фронта» категорически не согласен с тем, что лично он и члены его движения не поддерживают арестантов. Представители «Левого фронта» входят в «Комитет 6 мая», созданный специально в поддержку фигурантов «болотного дела», пояснил Удальцов: «Наши активисты постоянно устраивают одиночные пикеты у здания Следственного комитета, а я неоднократно выступал за то, чтобы организовать общероссийскую кампанию в поддержку арестованных».
Алексей Навальный сказал «Газете.Ru», что встретится с родственниками людей, арестованных по «болотному делу»: «Такая встреча сейчас готовится». По словам Навального, он и его соратники «понимают эмоциональное состояние этих людей, чьи родственники фактически взяты в заложники». «На их месте мог оказаться любой, и, естественно, как любой нормальный человек, они недоумевают, почему именно они», — заявил оппозиционер.
Как пояснил Навальный, свою задачу он видит в оказании конкретной помощи арестованным — в поиске адвокатов и финансов на оплату их работы: «Сколько угодно можно оказывать моральную поддержку, но если ты с моральной поддержкой сидишь с адвокатом по назначению, который будет уговаривать тебя написать чистосердечное признание, то никакая моральная поддержка здесь работать не будет». Навальный и его соратники, имен которых он не назвал, через проект «Росузник» собирают деньги на оплату адвокатов арестованным. Деньги собраны, адвокаты у арестованных есть, образовался даже резерв финансовых средств, который пойдет на оплату защитников в случае, если появятся новые фигуранты «болотного дела». «Все остальные вещи — политическое давление и так далее — должны на этом этапе прилагаться к этой задаче», — сказал Навальный.