Успешное голосование украинского парламента по закону «Об основах языковой политики» ввергло украинскую власть в самый глубокий кризис с начала президентства Виктора Януковича. Центром народных волнений в этот раз стала Европейская площадь, расположенная в двухстах метрах от майдана Незалежности и в полукилометре от зданий правительства и Верховной рады.
Протесты оппозиции в Киеве начались во вторник вечером после принятия парламентом закона, который гарантирует статус регионального (фактически официального) языкам национальных меньшинств в пределах области, района или города, где более 10% населения называли родным тот или иной язык, отличный от государственного, то есть от украинского. По предварительным подсчетам, русский язык может получить особый статус в 13 из 27 административно-территориальных единиц Восточной, Южной и Центральной Украины, на западе местные советы получают право сделать официальными польский, венгерский, румынский или цыганский, а на юге — крымско-татарский и греческий языки. Окончательное решение о повышении статуса остается за местными советами.
Сторонники оппозиции собрались на Европейской еще вечером, а ночь прошла в столкновениях между митингующими и подразделениями ОМОНа. Впрочем,
сторонам удалось достичь компромисса: лидеры оппозиции пообещали не разбивать палаточный лагерь, то есть не превращать свою акцию в полноценный «майдан», а милиция гарантировала, что воздержится от арестов и силовых действий. Обе стороны выполнили условия договоренности.
Место проведения «языковых» протестов украинские оппозиционеры выбрали не случайно. Сегодня в полдень в Украинском доме — бывшем Музее Ленина на Европейской площади — должна была начаться большая пресс-конференция Януковича. Оппозиция заблокировала центральный вход в здание, к которому традиционно подъезжает президентский кортеж, пообещав, правда, не мешать президенту зайти в Украинский дом через служебный вход.
Утром ситуация на Европейской площади была скорее расслабленной, чем напряженной. У входа в Украинский дом скучали тысячи полторы митингующих, большая часть из которых провела здесь ночь, а на ступенях у здания, кто лежа, кто сидя, расположились оппозиционные народные депутаты и активисты в белых налобных повязках, объявившие голодовку. Голодающие женщины прятались от летнего солнца под рекламным зонтиком водочного бренда Prime, оказавшимся у кого-то.
Правда, позже организаторы догадались централизованно обеспечить своих сторонников более патриотичными желто-голубыми зонтами.
Обстановка накалилась ближе к запланированному времени пресс-конференции, когда на место пришли новые митингующие со свежими силами во главе с лидером радикальной националистической партии «Свобода» Олегом Тягныбоком. Толпа демонстрантов попыталась прорвать ряды ОМОНа, защищавшие проезд к служебному входу в Украинский дом. В ход пошел слезоточивый газ, зазвенело одно из фасадных стекол Украинского дома (похоже, это произошло случайно: демонстранты не ставили перед собой цель проникнуть внутрь задания). И, хотя милиции удалось отстоять свои рубежи, стало очевидно, что ситуация накалена до предела.
Приезжать в осажденный конференц-зал на Европейской в такой обстановке Виктору Януковичу было точно не с руки, так что заявление президентской администрации о переносе его общения с журналистами было ожидаемым.
Демонстранты и голодающие депутаты и после продолжили осаду Европейской площади — прекратились разве что регулярные столкновения колонн митингующих с омоновцами.
Свободное от драк время демонстранты посвятили скандированию лозунгов. Помимо привычных кричалок «Свободы!» «Слава Украине — героям слава!» и «Украина превыше всего!» самыми популярными стали скандирования слов «революция», «боягуз» (трус) и старого майдановского лозунга «зэка на нары», напоминавшего о судимостях Виктора Януковича.
Тем временем события переместились в здание парламента. Спикер Владимир Литвин, открыв заседание, объявил, что подает в отставку в знак протеста против неожиданного принятия языкового закона. Дело в том, что вчера закон о языковой политике был принят в отсутствие спикера — он находился в совещании с президентом и, по его словам, не знал о готовящемся голосовании.
Искренность Литвина вызывает сомнения: члены его фракции все как один поддержали спорный закон. Однако в любом случае демарш спикера привел к правовой коллизии. Для вступления любого закона в силу необходима подпись председателя парламента. А Владимир Литвин вчера торжественно пообещал оппозиции, что ни при каких обстоятельствах не поставит под этим документом свою подпись. Одновременно о своей отставке заявил оппозиционный вице-спикер Николай Томенко. Из руководства парламента в своей должности остался лишь первый вице-спикер, коммунист Адам Мартынюк, под руководством которого, кстати, вчера и был принят скандальный языковой закон.
В связи со сложившейся ситуацией Янукович пригласил руководство парламента и лидеров фракций Верховной рады на экстренную встречу (именно это мероприятие было названо официальной причиной отмены пресс-конференции главы государства). Оппозиция от приглашения отказалась, потребовав, чтобы их переговоры с Януковичем транслировались в прямом эфире.
Заявившие об отставке Литвин и Томенко также проигнорировали приглашение в АП. В итоге в администрации президента состоялась беседа Виктора Януковича с соратниками.
Переговоры проходили в закрытом режиме, а СМИ представили лишь видеозапись вступительного слова президента. Янукович выглядел спокойным, но сразу же отметил, что осознает глубину начавшегося политического кризиса. «Если нам не удастся стабилизировать работу парламента, безусловно, надо будет переходить к процедуре досрочных парламентских выборов», — заявил он, добавив, что следует все же попытаться достичь компромисса между противоборствующими сторонами.
Пока неясно, по какому сценарию будет развиваться ситуация на Украине. Если власть остановится на роспуске парламента, новые выборы состоятся не раньше начала октября. Но 30 октября и без того должны пройти очередные выборы Верховной рады.
Столь же вероятна возможность того, что Верховная рада продолжит работу, а принятые ею законы будет подписывать вице-спикер Адам Мартынюк. Его подпись будет иметь сомнительную легитимность: оппозиция утверждает, что по регламенту законы должен подписывать только полноправный спикер, однако у власти нет другого варианта, позволяющего сохранить дееспособный парламент.
Ближе к вечеру парламентское большинство продемонстрировало, что не хочет идти на роспуск Рады. И поправило закон о регламенте в части, касающейся выборов спикера.
До сегодняшнего дня действовала сложная процедура избрания: для результативного голосования требовался кворум двух третей состава парламента, а это означало, что оппозиция, контролирующая более трети мандатов, могла заблокировать любую кандидатуру власти. С подачи пропрезидентских депутатов была принята поправка, согласно которой для избрания спикера достаточно поддержки простого большинства.
Но и этот закон кто-то должен подписать. Не исключено, что президент убедит подавшего в отставку Владимира Литвина поставить подпись под этим документом, который позволит украинской вертикали власти выйти из кризиса.