Непрофессионалы моды: кто дает советы по стилю в интернете

Можно ли доверять рекомендациям модных блогеров в соцсетях

@nastya_yanb/@alex_instyle/@alena_pro_fashion/Instagram
Модные блогеры из TikTok начали отнимать работу у профессиональных стилистов — люди все чаще прислушиваются к советам людей из соцсетей с большим числом подписчиков. И даже профессионалы индустрии — в частности, редакторы модных журналов, — уже не готовы яростно критиковать слова блогеров. О странной ситуации, которая возникла в мире моды — в материале «Газеты.Ru».

В TikTok из Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) пришли модные блогеры — они выкладывают очень короткие ролики о том, как стилизовать образы, рассказывают об истории моды и раздают советы по продуктивному шопингу. Однако в комментариях у fashion-креаторов, так они называют себя сами, то и дело разгораются споры: подписчики задаются вопросами, почему их нужно считать экспертами по стилю — и можно ли доверять их советам.

Как считают сами тиктокеры, доверие их идеи могут вызывать просто потому, что они — жизненные. А их советы (в отличие от статей в глянце) — простые и практичные. И ориентируются они на собственные ощущения и представления об удобстве, а не на историю моды.

Настя Янб сейчас — fashion-инфлюенсер с почти 700 тыс. аудиторией подписчиков в TikTok, а в прошлом — фотограф, модель и креатор в модных брендах. Как призналась она «Газете.Ru», у нее нет профильного образования в сфере моды, но есть опыт работы в этой индустрии, которым она решила делиться с миром.

«Я думаю, что моей экспертизе доверяют потому, что я показываю достаточно простые и понятные широкому кругу людей образы: простые луки из трех элементов одежды на учебу или в офис, базовые комплекты с белой мужской рубашкой, — рассуждает Янб. — Комплекты, которые я подбираю, большинство зрителей может представить на себе в повседневной жизни, поэтому они видят ценность и пользу в моем контенте».

По мнению Насти Янб, в современном мире моды именно социальные сети определяют актуальность одежды и стилей.

Алекс Ондар — креативный продюсер крупного московского агентства. Страницу в TikTok он завел в феврале этого года, но уже стал известным «стилистом» среди мужской аудитории платформы.

Как признается инфлюенсер, он до конца сам не понимает, почему его экспертизе доверяют, но предполагает, что людей привлекает его искренность в рассказах о моде.

«Люди видят, что перед ними не профессиональный стилист и не миллионер, который может позволить себе персональных консультантов по образам, а человек, интересующийся модой и изучающий ее, — говорит он «Газете.Ru». — Я показываю аудитории доступные образы, которые они могут себе позволить. Все, что для этого нужно — тренировать свое чувство стиля».

Некоторые инфлюенсеры создают в TikTok научно-популярный контент — например, Алена Петрова. Она записывает ролики на основе информации из книг по истории моды и анализа коллекций брендов. По ее словам, на создание одного короткого видео у нее уходит больше трех часов.

С похожим контентом на платформе выступает и Лана Нисневич. Fashion-журналист рассказывает о возникновении трендов и их развитии, костюмах из кинофильмов, истории вещей и дизайнерах. Ролики в формате дружеской беседы набирают до 800 тыс. просмотров.

Оппонентами fashion-инфлюенсеров в модном мире раньше выступали fashion-журналисты, которые ставили под сомнение деятельность «коллег».

Но сейчас ситуация изменилась: эксперты индустрии перестали резко критиковать работу креаторов.

Катя Федорова, основатель телеграм-канала «Good Morning, Karl» и бывший редактор The Blueprint, Interview, Grazia и Vogue, считает, что уровень экспертизы fashion-инфлюенсеров варьируется в зависимости от области, поэтому «грести всех под одну гребенку некорректно».

Например, за мнением о показе, анализом событий и трендов в индустрии, советами по карьере или продвижением своей марки Федорова советует обращаться к инфлюенсерам с опытом и подтвержденными результатами в этих сферах знаний.

«Тот факт, что за этими людьми хотят следить сотни тысяч других, для меня вполне себе подтверждение их экспертности в данных вопросах», — говорит Федорова.

Яна Полянинова, редактор моды InStyle.ru, предлагает изучить опыт инфлюенсера, а не слепо верить тем, кто благодаря огромному количеству подписчиков счел себя экспертом в области моды. С такой же осторожностью следует относиться и к тем услугам, которые они оказывают.

«Некоторые из них работают и как профессиональные стилисты – проводят разбор гардероба, берут клиентов и т.д., — рассказывает Полянинова. — Но на самом деле не у многих есть специальное образование и не все они способны одеть другого человека».

По мнению Яны Поляниновой, часто бывает так, что работы так называемых стилистов заключаются в копировании собственных луков, без привязки к стилю жизни клиента, его особенностям фигуры.

Ольга Михайловская, fashion-журналист, автор Telegram-канала Front Fashion, считает, что нет однозначного ответа на вопрос, можно ли fashion-инфлюенсеров считать экспертами индустрии моды.

«Инфлюенсеры бывают разные, одни могут быть экспертами, другие — нет, — говорит Михайловская «Газете.Ru». — А как уж там они сами считают это личное дело их и тех, кто к ним обращается за экспертизой».

Fashion-журналист отметила, что дилетантами в моде могут быть и те, кто считается профессионалом индустрии — например, главные редакторы изданий о моде или преподаватели в престижных fashion-школах. «Там многие ни одного показа настоящего вживую не видели и вообще не входили в помещение ни одного дома моды, редакции журнала, не говоря уже о производстве или фотостудии. Так что у нас то уж точно все очень относительно», — считает Ольга Михайловская.

В чем модных блогеров точно можно назвать экспертами, так это в создании контента, который привлекает внимание и позволяет удержать интерес подписчиков. «Многие блогеры необычно одеваются, следят за тенденциями, создают для подписчиков красивую картинку, ловят тренды соцсетей и знают, чего хочет их аудитория, — говорит Виктория Гринько, редактор моды MarieClaire.ru. — Не вижу ничего плохого в том, чтобы называть их экспертами в своей области».