В России обвинили в плагиате дом Simone Rocha. В Telegram-каналах обнаружили сходство его серег с зубами с ювелирными изделиями бренда into into.
«На показе Simone Rocha ss22 многие отметили милую деталь — серьги-зубы. Странно, но такие же уже три года делает российский бренд into into, и отличить одно от другого можно только из-за платьев. Так себе заявка на 10-летний юбилей. Всегда считал Симон Роша переоцененным дизайнером», — пишет Telegram-канал «Osd».
В ответ на пост «Osd» своим мнением о «плагиате» поделилась автор Telegram-канала «Сделай лицо попроще»: «При всей моей любви к проекту дизайнера Инто Ниило, невероятнейшей художнице и фантазеру, идее зубов в ушах не три года, а минимум лет 15».
Автор рассказала, что похожие украшения можно найти у многих брендов, но именно into|into делает их из жемчуга.
Не остался в стороне редактор моды сайта Harper's Bazaar @antongulevsky.
«На фото серьга-зуб российского бренда into into. Он представлен в Nob Agency и делает такие украшения уже года три. Возможно, конечно, это просто совпадение, но осадочек есть», — написал он в своем Telegram–канале «That's Haute». Модный редактор также призвал тех, кому пришлись по душе такие серьги, поддержать «самобытного дизайнера из России».
Прочитав возмущенные посты, автор Telegram-канала «Read my jewels» напомнила коллегам, что спор в общем-то ни о чем. И предложила вспомнить про сентиментальные викторианские украшения.
В качестве аргумента автор выложила фотографию броши королевы Виктории с молочным зубом ее дочери, датированную 1847 годом.
Представители бренда into into сказали «Газете.Ru», что были удивлены сходством дизайна серег Simon Rocha с теми, что создает художница Инто Ниило, хотя и признали, что сама по себе идея украшений в виде зубов существует давно.
«Мы были очень удивлены, увидев на показе Simone Rocha очень похожие серьги-зубы, который Инто Ниило выпускает уже несколько лет. Разумеется, сама идея украшений с зубами не нова, но в этом случае исполнение и дизайн удивительно похожи. into into создает свои сюрреалистические украшения в авторской технике, вырезая объекты из культивированного жемчуга», — сказали в бренде.
По словам его представителей, это не первый случай заимствования, но исков о защите авторских прав они не подают — и не станут это делать и в этот раз.
«Для нас гораздо важнее рассказать, что среди наших молодых российских брендов есть по-настоящему очень талантливые дизайнеры, за которыми стоит следить и которых стоит поддерживать! За ними наблюдают большие модные дома, воссоздают похожие вещи в своих коллекциях и это уже о многом говорит», — заключили в into into.
Как говорит «Газете.Ru» Виктория Стрижак, дизайнер и основательница ювелирной лаборатории VERTIGO, использовать человеческий органический материал, в том числе волосы и зубы, в ювелирном искусстве начали еще в древности.
«Например, аборигены Новой Зеландии носили колье из человеческих зубов. Эти украшения можно увидеть в музее Бауэрса, в Калифорнии. Есть мнение, что вожди и знать носили их, чтобы обрести магическую силу и энергию погибших людей, которым они принадлежали», — отмечает Виктория Стрижак.
По словам ювелира, сегодня есть нескольких ювелирных марках, которые делают украшения в подобной тематике. Так, на них специализируется австралийский дизайнер Polly van der Glas.
Еще один дизайнер — Kate Snap, наша соотечественница, — также использует в своих коллекциях настоящие человеческие зубы уже много лет.
Менее физиологично подошел к вопросу модный дом Schiaparelli, который несколько сезонов назад выпустил коллекцию украшений с зубами-жемчужинами.
«Тренды формируются многими факторами: социально-культурной средой, политической обстановкой, общими историко-географическими предпосылками. Поэтому развиваясь и работая в одной среде, иногда ювелиры одновременно воплощают идеи, которые витают в воздухе», — объясняет Виктория Стрижак.
Но бывает и откровенный плагиат.
«К сожалению, закон об авторском праве и интеллектуальной собственности имеет очень аморфные границы, которые можно перешагнуть. Есть люди, которые руководствуются лозунгом «кради, как художник». Что ж, пусть это остается на их совести. Можно точно скопировать визуальный образ, но воспроизвести идею, маркетинг и подачу невозможно», — говорит Виктория Стрижак.
Как говорит «Газете.Ru» Антон Шестаков, независимый ювелир, к нему часто обращаются с запросами на украшения как из натуральных зубов, так и «зубов» из жемчуга. По его мнению, это связано с тем, что современное ювелирное искусство все чаще отказывается от традиционных форм и материалов в пользу «эпатирующих украшений, бросающих вызов гламуру и буржуазности».
«Эстетизация уродства – это и ирония над модой, и громкое заявление. Сейчас мы наблюдаем возрождение одного из тренда нулевых – скайсов и грилзов. Но все чаще в коллекциях независимых ювелиров человеческие зубы становятся главным акцентом в кольцах и колье. Я думаю, что это не просто обращение к реликтовым формам искусства, но и попытка извлечь из-под шелухи общества потребления первобытное, животное начало», — рассуждает Антон Шестаков.
Показ новой коллекции Simone Rocha приурочен сразу к двум событиям в жизни Симон Роша: в этом году бренд отмечает 10-летие, а сама дизайнер недавно родила вторую дочь – Ноа Роузес.
По словам дизайнера, тема рождения стала лейтмотивом всей коллекции.
«Я много смотрела на то, как дети носят одежду, а также на рождение ребенка, церемонию крещения и платья для причастия. Детские вязаные носочки, ленточки, кардиганы из мохера. И пеленание», — говорит о своей коллекции Симон Роша.