Как в кино: где снимали советские новогодние фильмы

Прогулки по местам съемок культовых новогодних фильмов

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956). Сам Рязанов, хоть и утвердил Гурченко на роль Леночки Крыловой, все-таки считал ее слишком «манерной». Да и Пырьев, изначально обративший внимание на ее задорную походку, позже утверждал, что актриса «чересчур кривляется». Оба смягчились лишь после того, как к «Карнавальной ночи» пришел колоссальный успех. Критиковали и песню «Пять минут», написанную поэтом-песенником Владимиром Лившицем и композитором Анатолием Лепиным. Впервые услышав главный номер фильма, музыканты оркестра Рознера нашли ее старомодной и даже сравнили с немецкими шлягерами 30-х годов. Позже, когда песня стала настоящим хитом, забылось и это. Но тогда от ее бешеной популярности начала уже страдать Гурченко – ей приходилось петь «Пять минут» по несколько раз в день, на самых разных концертных площадках столицы. Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»
Все классические новогодние фильмы просмотрены и, наконец, покончено с оливье: теперь самое время пройтись по местам, где снимали сцены из культовых советских картин. Жителями столицы далеко ходить не придется. Где искать следы советских фильмов, разбиралась «Газета.Ru».

Пандемия открыла для россиян внутренний туризм, которым можно заниматься даже в пределах родного города. На карантине многие начали изучать окрестности, не имея возможности отходить далеко от дома. В новогодние праздники «Газета.Ru» предлагает прогуляться по местам съемок знаменитых советских новогодних фильмов и сравнить картинку на экране с реальностью.

«Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая

Кадр из фильма \«Иван Васильевич меняет профессию\» (1973) «Мосфильм»

Фильм, который с Новым годом никак не связан, но который тем не менее показывают именно в праздники, снимали частично в Москве, частично в Ростове Великом. Все исторические сцены были отсняты в Ростовском кремле: именно там за управдомом-самозванцем и вором-рецидивистом Жоржем Милославским в исполнении Юрия Яковлева и Леонида Куравлева гонялись стражники Ивана Грозного.

Советского изобретателя Шурика, по вине которого и произошли путешествия во времени, поселили в самом центре Москвы, на Новокузнецкой улице, недалеко от станции метро «Павелецкая».

Этот дом под номером 13/15, построенный в стиле конструктивизма, с момента съемок не сильно изменился, таким же остался и двор, только магазина радиодеталей там больше нет.

Вид из окна квартиры снимали в другом месте: с высотки на Новом Арбате (в то время — Калининского проспекта), а с балкона открывается панорама Москвы-реки и виднеется начало Кутузовского проспекта. Все внутренние интерьеры, как в XVI, так и в XX веке, сняты на Мосфильме: для этого там построили подъезд дома Шурика, лифт, лестничные площадки, квартиры Шпака и Шурика, а также царские палаты. Видеоклип к песне «Звенит январская вьюга» снимали в Ялте.

«Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова

Кадр из фильма \«Ирония судьбы, или С легким паром!\» (1975) Мосфильм

Действие главного новогоднего фильма, по сюжету, происходит в Москве и Санкт-Петербурге, однако все съемки проводились в столице. Начинается «Ирония судьбы» со сцены в бане, которую снимали не в Сандунах, как изначально планировалось, а на цокольном этаже Мосфильма, где нашлось подходящее помещение со стенами из стеклоблоков. Дома-близнецы Нади и Жени находятся в Москве на проспекте Вернадского — 113 и 125.

Таких домов — с белыми панелями и просторными по тем временам кухнями на целых 10 квадратных метров — в 70-е построили всего три. Это был экспериментальный архитектурный проект, но планировка оказалась неудобной, а в окнах обнаружились огромные щели. Зимой в них задувал ветер, а во время съемок искусственный снег проникал прямо в квартиры.

Теперь на обоих домах висят памятные таблички с надписями: «Здесь жила Надя Шевелева» и «Здесь жил Женя Лукашин». До 2013 года висели еще и бронзовые портфели с банными вениками, но потом один из них стащили, и портфель остался только на «Надином» доме.

После выхода картины дома на проспекте Вернадского стали культовым местом для поклонников «Иронии судьбы». Цена на квартиры в этих зданиях с тех пор значительно выше, чем в соседних, из-за звездного статуса.

«Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова

Людмила Гурченко в кадре из фильма \«Карнавальная ночь\» (1956) \«Мосфильм\»

Действие одного из первых советских новогодних фильмов происходит в студийных интерьерах дома культуры, и несмотря на то, что фильм вышел в 1956 году, в эпоху оттепели, декорации напоминают типично сталинский парадный, торжественный стиль. В фильме осталась лишь одна сцена, на которой запечатлено реальное здание на площади Журавлева — сейчас оно называется Дворцом на Яузе.

Это здание было построено еще в 1903 году в стиле рационального модерна и несколько раз перестраивалось. Сначала здесь располагался Введенский народный дом для культурного досуга рабочих, меценат Алексей Бахрушин даже завел здесь театральную труппу. В 1946–1947 годах его переделал под неоклассицизм архитектор Борис Ефимович.

С 1947 по 1959 год здесь располагался театр им. Моссовета, на сцене которого выступали Любовь Орлова, Фаина Раневская, Вера Марецкая и Ростислав Плятт. А с 1959 года — Телевизионный театр, где проводились съемки «Голубых огоньков» и первых выпусков КВН. Оттуда же они транслировались по телевизору.

Потом долгое время здесь размещался Дворец культуры Московского электролампового завода. В 1980-х в нем прошел арт-рок-парад, приуроченный к премьере другого знакового фильма — картины «АССА» Сергея Соловьева. На концерте выступали Виктор Цой, Борис Гребенщиков (признан в РФ иностранным агентом) и Петр Мамонов. Теперь в этом зале проводятся театральные спектакли и концерты. Долгое время эта площадка была запасной сценой «Современника» на время реконструкции в основном здании, а сейчас здесь проходят спектакли театра на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова.

«Чародеи» Константина Бромберга

Михаил Светин и Эммануил Виторган в картине «Чародеи» (1982) Гостелерадио СССР

Съемки этого фильма по сценарию братьев Стругацких проводились не в студии, а в «живых» интерьерах: герой Семена Фарады плутает по коридорам аппаратно-студийного комплекса телецентра «Останкино». Застекленный серый параллелепипед был построен в 1960-е годы под руководством Леонида Баталова. Здесь же сняты интерьеры кабинета директора института НУИНУ.

Другие сцены снимали во Дворце культуры ЗИЛ, построенном в стиле конструктивизма по проекту братьев-архитекторов Весниных в 1930-е годы. Ко времени съемок внутри здания прошел капитальный ремонт, и интерьеры стали напоминать архитектуру конца 1970-х.

Внешний вид института НУИНУ снимали сразу на двух объектах — в гостинице «Союз» недалеко от станции метро «Речной вокзал», построенной к летней Олимпиаде-1980, и в туристическом комплексе в Суздале, который был введен в эксплуатацию в 1978 году и стал крупнейшей гостиницей Золотого кольца. С помощью комбинированных съемок гостиницу «Союз» «перенесли» в Покровский монастырь в Суздале и ретушью «надстроили» туркомплексом.

В местном банкетном зале сняли и финальную сцену. Оригинальная архитектура гостиницы с элементами оформления в древнерусском стиле привлекала кинематографистов, однако слишком лубочные интерьеры с декоративными самоварами и деревянной резьбой не годились для имитации научно-исследовательского института, поэтому для внутренних съемок был выбран ДК ЗИЛ.

«Покровские ворота» Михаила Козакова

Кадр из фильма «Покровские ворота» (1983) \«Мосфильм\»

Комедию о приключениях Костика и его соседей по коммуналке действительно снимали недалеко от Покровских ворот. Дом, где по сюжету находилась коммуналка, имеет адрес: Нащокинский переулок, 10. Дом не снесли, как в кино, но довольно сильно реконструировали еще в 90-х: достроили еще один этаж, мансарду, балкон и сделали подземный паркинг.

А вот двор, где в шахматы играли Хоботов и Савва Игнатьич, остался практически без изменений — он до сих пор выглядит как в 50-е. Сцену на лестнице, по которой убегала Людочка, скорее всего, снимали в другом подъезде, либо она не сохранилась до наших дней.