Пандемия открыла для россиян внутренний туризм, которым можно заниматься даже в пределах родного города. На карантине многие начали изучать окрестности, не имея возможности отходить далеко от дома. В новогодние праздники «Газета.Ru» предлагает прогуляться по местам съемок знаменитых советских новогодних фильмов и сравнить картинку на экране с реальностью.
«Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая
Фильм, который с Новым годом никак не связан, но который тем не менее показывают именно в праздники, снимали частично в Москве, частично в Ростове Великом. Все исторические сцены были отсняты в Ростовском кремле: именно там за управдомом-самозванцем и вором-рецидивистом Жоржем Милославским в исполнении Юрия Яковлева и Леонида Куравлева гонялись стражники Ивана Грозного.
Советского изобретателя Шурика, по вине которого и произошли путешествия во времени, поселили в самом центре Москвы, на Новокузнецкой улице, недалеко от станции метро «Павелецкая».
Этот дом под номером 13/15, построенный в стиле конструктивизма, с момента съемок не сильно изменился, таким же остался и двор, только магазина радиодеталей там больше нет.
Вид из окна квартиры снимали в другом месте: с высотки на Новом Арбате (в то время — Калининского проспекта), а с балкона открывается панорама Москвы-реки и виднеется начало Кутузовского проспекта. Все внутренние интерьеры, как в XVI, так и в XX веке, сняты на Мосфильме: для этого там построили подъезд дома Шурика, лифт, лестничные площадки, квартиры Шпака и Шурика, а также царские палаты. Видеоклип к песне «Звенит январская вьюга» снимали в Ялте.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова
Действие главного новогоднего фильма, по сюжету, происходит в Москве и Санкт-Петербурге, однако все съемки проводились в столице. Начинается «Ирония судьбы» со сцены в бане, которую снимали не в Сандунах, как изначально планировалось, а на цокольном этаже Мосфильма, где нашлось подходящее помещение со стенами из стеклоблоков. Дома-близнецы Нади и Жени находятся в Москве на проспекте Вернадского — 113 и 125.
Таких домов — с белыми панелями и просторными по тем временам кухнями на целых 10 квадратных метров — в 70-е построили всего три. Это был экспериментальный архитектурный проект, но планировка оказалась неудобной, а в окнах обнаружились огромные щели. Зимой в них задувал ветер, а во время съемок искусственный снег проникал прямо в квартиры.
Теперь на обоих домах висят памятные таблички с надписями: «Здесь жила Надя Шевелева» и «Здесь жил Женя Лукашин». До 2013 года висели еще и бронзовые портфели с банными вениками, но потом один из них стащили, и портфель остался только на «Надином» доме.
После выхода картины дома на проспекте Вернадского стали культовым местом для поклонников «Иронии судьбы». Цена на квартиры в этих зданиях с тех пор значительно выше, чем в соседних, из-за звездного статуса.
«Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова
Действие одного из первых советских новогодних фильмов происходит в студийных интерьерах дома культуры, и несмотря на то, что фильм вышел в 1956 году, в эпоху оттепели, декорации напоминают типично сталинский парадный, торжественный стиль. В фильме осталась лишь одна сцена, на которой запечатлено реальное здание на площади Журавлева — сейчас оно называется Дворцом на Яузе.
Это здание было построено еще в 1903 году в стиле рационального модерна и несколько раз перестраивалось. Сначала здесь располагался Введенский народный дом для культурного досуга рабочих, меценат Алексей Бахрушин даже завел здесь театральную труппу. В 1946–1947 годах его переделал под неоклассицизм архитектор Борис Ефимович.
С 1947 по 1959 год здесь располагался театр им. Моссовета, на сцене которого выступали Любовь Орлова, Фаина Раневская, Вера Марецкая и Ростислав Плятт. А с 1959 года — Телевизионный театр, где проводились съемки «Голубых огоньков» и первых выпусков КВН. Оттуда же они транслировались по телевизору.
Потом долгое время здесь размещался Дворец культуры Московского электролампового завода. В 1980-х в нем прошел арт-рок-парад, приуроченный к премьере другого знакового фильма — картины «АССА» Сергея Соловьева. На концерте выступали Виктор Цой, Борис Гребенщиков (признан в РФ иностранным агентом) и Петр Мамонов. Теперь в этом зале проводятся театральные спектакли и концерты. Долгое время эта площадка была запасной сценой «Современника» на время реконструкции в основном здании, а сейчас здесь проходят спектакли театра на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова.
«Чародеи» Константина Бромберга
Съемки этого фильма по сценарию братьев Стругацких проводились не в студии, а в «живых» интерьерах: герой Семена Фарады плутает по коридорам аппаратно-студийного комплекса телецентра «Останкино». Застекленный серый параллелепипед был построен в 1960-е годы под руководством Леонида Баталова. Здесь же сняты интерьеры кабинета директора института НУИНУ.
Другие сцены снимали во Дворце культуры ЗИЛ, построенном в стиле конструктивизма по проекту братьев-архитекторов Весниных в 1930-е годы. Ко времени съемок внутри здания прошел капитальный ремонт, и интерьеры стали напоминать архитектуру конца 1970-х.
Внешний вид института НУИНУ снимали сразу на двух объектах — в гостинице «Союз» недалеко от станции метро «Речной вокзал», построенной к летней Олимпиаде-1980, и в туристическом комплексе в Суздале, который был введен в эксплуатацию в 1978 году и стал крупнейшей гостиницей Золотого кольца. С помощью комбинированных съемок гостиницу «Союз» «перенесли» в Покровский монастырь в Суздале и ретушью «надстроили» туркомплексом.
В местном банкетном зале сняли и финальную сцену. Оригинальная архитектура гостиницы с элементами оформления в древнерусском стиле привлекала кинематографистов, однако слишком лубочные интерьеры с декоративными самоварами и деревянной резьбой не годились для имитации научно-исследовательского института, поэтому для внутренних съемок был выбран ДК ЗИЛ.
«Покровские ворота» Михаила Козакова
Комедию о приключениях Костика и его соседей по коммуналке действительно снимали недалеко от Покровских ворот. Дом, где по сюжету находилась коммуналка, имеет адрес: Нащокинский переулок, 10. Дом не снесли, как в кино, но довольно сильно реконструировали еще в 90-х: достроили еще один этаж, мансарду, балкон и сделали подземный паркинг.
А вот двор, где в шахматы играли Хоботов и Савва Игнатьич, остался практически без изменений — он до сих пор выглядит как в 50-е. Сцену на лестнице, по которой убегала Людочка, скорее всего, снимали в другом подъезде, либо она не сохранилась до наших дней.