Два года назад пользователи соцсетей сочувствовали канадскому актеру Райану Рейнольдсу, над которым пошутили коллеги по цеху Джейк Джилленхол и Хью Джекман: они пригласили его на вечеринку и сказали, что все гости будут в дурацких новогодних свитерах, поэтому ничего не подозревающий Рейнольдс облачился в джемпер с золотистым бантом. Когда он пришел на вечеринку, оказалось, что его обманули и все остальные гости одеты обычно.
Пользователи соцсетей поддержали актера в комментариях к его посту в Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и начали выкладывать фото в таких же свитерах у себя в Twitter.
Особо находчивые придумали мемы, сравнив разочарованное лицо Рейнольдса с впечатлением от прожитого 2018 года и ожиданиями от наступающего 2019 года.
Спустя два года Рейнольдс оправился от розыгрыша и даже смог повернуть себе на пользу шутки про свитер, запустив благотворительную акцию в поддержку больных детей, посвятив ее этой теме. «Уродливые свитеры. Звезда НХЛ, которая в конце концов воткнет мне в лицо ржавое лезвие конька», — так отозвался Рейнольдс об этом элементе рождественского гардероба. В промо-ролике он появляется в том же свитере с бантом, что и в 2018 году.
Новогодние шерстяные свитеры с оленями, снежинками и Дедом Морозом, словно вышитые рукой заботливой бабушки, давно стали предметом для шуток: не столько модный тренд, сколько традиция — дарить на Новый год забавный свитер, который человек наденет максимум раз в году, а то и вовсе забросит в дальний угол шкафа до лучших времен. Самые эксцентричные модели свитеров украшены огоньками, которые работают на батарейках. В них было принято приходить на работу или корпоратив в последний день перед Рождеством. Но 2020 год заставил пересмотреть традицию, которую высмеивали в фильме «Дневник Бриджит Джонс» в начале нулевых.
Дело в том, что в этом году практически все корпоративы и новогодние вечеринки отменились из-за эпидемиологической ситуации. В результате продажи тематических свитеров упали, сообщает The Guardian.
Несмотря на то, что сеть супермаркетов Lidl и Microsoft представили новый дизайн моделей «ностальгических» свитеров с саксофонистом и символикой супермаркета, продажи в Великобритании оказались на редкость вялыми. Маркетологи связывают это с общим падением экономики.
«Когда пандемия впервые поразила нас в марте, мы увидели внезапное снижение продаж на 80%», — рассказал Никлаус Мортон, соучредитель магазина сезонной одежды Tipsy Elves, где можно купить свитер с Санта-Клаусом в стиле Ким Кардашьян и карикатурой на саксофониста Кенни Джи, изображенного без рубашки, со слоганом «Сексуального Рождества». — С 2011 года продажи только увеличивались с каждым годом, но я чувствую, что во времена экономической неопределенности люди, как правило, тратят меньше денег на вещи, без которых можно обойтись».
К тому же, у многих наверняка еще остались ненадеванные свитера с прошлого года. А в этот раз можно и вовсе обойтись без свитера и встретить Новый год в пижаме, ведь идти все равно некуда.
По мнению экспертов, свитеры утратили свою функцию из-за дистанционной работы и отмены корпоративов.
«Поскольку последние несколько месяцев мало кто покупал одежду для офиса, так как никто не знает, когда закончится режим дистанционной работы, и в новогодних свитерах смысла люди не увидели», — считает профессор Анджела МакРобби из Голдсмитского Университета в Лондоне.
«Раньше свитеры обозначали долгожданный, но временный побег из офиса на новогодние праздники», — продолжает она. Теперь, когда большинство людей и так работает из дома, им неоткуда и незачем сбегать.
Сейчас вместо уродливого свитера люди покупают рождественские комбинезоны, пижамы и домашнюю одежду, так как большую часть времени проводят в квартире и кровати, а не на улице. «По мере того как люди привыкают к «новой норме», поиск радости, оптимизма и повода для праздника становится более важным, чем обычно», — отмечает Никлаус Мортон. Только теперь для ощущения праздника не нужен уютный свитер с оленями — достаточно пижамы с новогодним принтом.
Традиция дарить и надевать рождественский свитер зародилась в Великобритании в 1960-е годы, когда в телевизионных рождественских выпусках такие певцы, как Вал Дуникан, выступали в уютных расшитых джемперах. В кино этот предмет гардероба появился еще раньше — в 1940-е годы. В черно-белом фильме «Серенада солнечной долины» 1941 года его носил артист Джон Пейн. В 1980-е свитер надевал персонаж Джима Керри в фильме «Тупой и еще тупее», что должно было подчеркнуть его наивный и чудаковатый характер и полное отсутствие чувства стиля.
В 1990-е годы свитеры с новогодними принтами пережили второе рождение в гардеробе хипстеров.
Они превратились в анти-модную тенденцию — в «бабушкиных», нарочито неактуальных одеждах можно было проявить ироничное отношение к окружающей действительности, присущее хипстерам.
«Речь шла о некотором стремлении к аутентичности, обыденности и освобождению от неумолимых требований моды», — добавляет МакРобби. Пик продаж таких свитеров пришелся на 2010-е годы, когда Topshop сообщил о росте продаж на 54% за период с 2011 по 2012 год. В 2010-е годы свитеры даже появились на показах Givenchy, Moschino и Chanel.
К 2017 году Бейонсе начала продавать такие свитеры под собственным брендом, а в 2019 году Тейлор Свифт щеголяла в рождественском пуловере на 30-летие. Теперь 21 декабря отмечают день уродливого свитера, а контекст, когда его носят, вышел за пределы новогодних праздников. «Теперь они апеллируют к некоторому стремлению к общим культурным ценностям, на которые смотрят с нежностью», — считает МакРобби. Это соответствует связи свитера и благотворительности: в этом году не только Райн Рейнольдс сделал рождественский предмет гардероба героем акции в поддержку больных детей, но и певица Леона Льюис создала линейку свитеров в пользу приюта для животных.