Доставка за $45 тысяч: кто продает «инопланетные» монолиты

Загадку появления стального столба в штате Юта назвали раскрытой

@davidsurber/Utah Department of Public Safety/Reuters
Арт-группа The Most Famous Artist продает на своем сайте копии столбов, появлявшихся с середины ноября в США, в Юте и Калифорнии, и в Румынии. Члены группы намерены продать их за неделю — заказчикам обещают подтверждение авторства, доставку и установку. С момента появления первого трехстороннего столба в штате Юта пользователи интернета гадали, что это может быть. Теперь художник Матти Мо открыто не заявляет о причастности своей группы к установке столбов, названных монолитами, но и не отрицает ее.

Загадка появления стального столба в каньоне национального парка Каньонлендс в Юте объявлена раскрытой. Пранкстерская арт-группа The Most Famous Artist («Самый известный артист») косвенно взяла на себя ответственность за установку объекта, обнаруженного в каньоне в середине ноября и демонтированного активистами чуть менее, чем через две недели после этого.

Теперь на сайте и, как сообщает Mashable, в закрытых аккаунтах группы в соцсетях, появились снимки трехсторонних столбов — из Юты, из Калифорнии, с горы Пайн, и в упакованном виде на операторской тележке возле склада (вероятно, в процессе транспортировки). Подписчики спросили, означают ли эти публикации, что объекты, названные монолитами, были установлены членами арт-группы: «Это были вы?» «Если под «вы» вы имеете в виду нас, то да», — получили они ответ.

Фото столба из Румынии, появившегося 30 ноября неподалеку от руин дакийской крепости Петродава в окрестностях города Пьятра-Нямц и продержавшегося один день, в соцсетях группы не было. Однако по его поводу авторы аккаунта ответили, что они могли опубликовать лишь три фотографии, и третье место занял снимок на тележке.

«На сайте больше трех фотографий, так что воспринимайте этот хитрый ответ, как хотите», — говорится в комментарии.

На сайте The Most Famous Artist теперь можно купить копии этих столбов — за $45 тыс. «Аутентичные размеры и качество музейного уровня. Три варианта плюс одно авторское подтверждение. Высота 10 футов (чуть более 3 м — «Газета.Ru»). Доставка и установка включены», — говорится в объявлении о продаже. Уточняется, что на то, чтобы доставить объекты заказчику, может уйти от четырех до шести недель, а обмену и возврату эти предметы искусства не подлежат.

Издание Mashable связалось с основателем группы, художником-пранкером из Лос-Анджелеса Матти Мо, при помощи Twitter. Он открыто не подтвердил и не опроверг участие The Most Famous Artist в установке столбов в Юте и других точках мира. «Я не могу много рассказать из-за законности оригинальной инсталляции, — ответил он порталу. — Могу сказать, что мы известны шутками подобного рода, и теперь мы предлагаем аутентичные арт-объекты через сервис монолитов. Я не могу представить дополнительных фотографий, но могу пообещать, что в ближайшие дни и недели будет больше информации на эту тему».

Когда же Матти Мо спросили, зачем вообще были установлены столбы, он ответил: «Что может быть лучшим способом закончить этот поганый год, чем заставить мир ненадолго подумать, что с нами вступили в контакт инопланетяне, и быстро разочароваться, поняв, что это просто The Most Famous Artist снова издеваются».

В том, что заказчики столбов, если они будут, получат приобретенные предметы искусства, Mashable не уверен — издание предполагает, что это предложение может быть пранком само по себе, и оно «может быть критикой по поводу желания арт-коллекционеров заплатить кучу денег за то, чтобы приобщиться к культурному феномену. Однако сам художник продолжает выкладывать посты, связанные с изготовлением объектов — недавно он, например, опубликовал трехмерный чертеж трехстороннего «монолита». Кроме того, Матти Мо подтвердил Fox News, что надеется продать три монолита за неделю и подумывает над созданием принтов и игрушек.

Матти Мо и его арт-группа действительно известны в США акциями, которые относят к произведениям концептуального искусства. Выпускник Стэнфордского университета, который начинал свою карьеру в области цифровых рекламных технологий, в 2013-м основал арт-группу The Most Famous Artist, которая поначалу занималась тем, что дорисовывала к уже существующим картинам новые элементы. В 2016-м Матти Мо (настоящее имя — Матти Монахан) продал через Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) фальшивые пачки долларов, у которых были нарисованы лишь верхняя и нижняя купюры по $100 — каждая такая запечатанная пачка (разобрать ее было невозможно, поскольку, как предупреждал художник, она теряла свою ценность) стоила $5 тыс.

В 2017-м известность получила другая акция Матти Мо — тогда он полностью выкрасил в ярко-розовый цвет несколько домов в Лос-Анджелесе, которые должны были снести, чтобы построить вместо них жилые комплексы.

В 2018-м художники его группы соорудили инсталляцию, в которой, если сфотографироваться под правильным углом, любой человек выглядел как пассажир роскошного джета — произведение выставлялось в Лос-Анджелесе, а также путешествовало на выставку Art Basel в Майами.

Самая известная работа The Most Famous Artist — это замена двух букв в надписи «Hollywood» на Голливудских холмах. В 2017 году 1 января оказалось, что вместо Знака Голливуда там красуется надпись «Hollyweed» («weed», в переводе с английского — «марихуана»). Надпись, впрочем, повреждена не была — буквы «О» превратили в «Е» при помощи черного брезента, закрыв лишние части.