Пока зарубежные операторы круизов, отправившие со всеми мерами предосторожности суда в море, вынуждены принимать лайнеры с заразившимися COVID-19 обратно в порты, российские судоходные компании откладывают рейсы до лучших времен и переносят бронирования на следующий год. При этом уже сейчас туроператоры сообщают о растущем спросе на сезон 2021 года: во время распродажи на «Черную пятницу» у них отбоя не было от клиентов, даже несмотря на текущую эпидемиологическую ситуацию.
«Из-за пандемии круизный сектор пострадал больше всего, если мы говорим о туристической индустрии, — отметил в беседе с «Газетой.Ru» генеральный директор компании «Круизный Дом» Константин Пучков. — Международные и российские круизные компании были вынуждены временно приостановить деятельность еще в феврале из-за чрезмерно-высоких требований госорганов по обеспечению норм социальной дистанции и гигиены». По словам Пучкова, морские круизные операторы до сих пор смогли вывести в море всего один-два лайнера, и то лишь для внутренних туристов.
Ассоциация международных круизных компаний согласовала новые санитарные правила безопасности пассажиров, согласно с которым все корабли оборудовали новыми воздухоочистительными системами,
обновили протоколы питания и придумали онлайн-платформы, которые помогут пассажирам ориентироваться на корабле во время круиза, регистрироваться на рейс онлайн, а также заказывать услуги и сервис на борту прямо в номер, чтобы максимально сократить количество контактов, пояснил Пучков.
Эти меры показались достаточно убедительными для туристов, которые уже начали бронировать туры по России на 2021-2022 год, пока туроператоры предлагают выгодные цены на распродаже. «Российские компании речных круизов активно готовятся к новому сезону и предлагают акции раннего бронирования с хорошими скидками на апрель-май 2021 года, что вызывает интерес у туристов», — поделился Пучков. «Уверен, что по мере того, как будут приходить позитивные новости об эпидемиологической обстановке, активность российских туристов возрастет. Покупательная депрессия в туризме пройдет быстрее, чем предсказывают», — сохраняет оптимизм директор компании.
При этом помимо новых клиентов на сезон 2021 года было перенесено большинство бронирований на рейсы, которые не состоялись из-за пандемии в апреле-июне 2020 года. «Очень трудно планировать что-либо, когда мы не знаем, что будет с развитием пандемии, либо, наоборот, с ее окончанием, — отмечает заместитель гендиректора компании Мостурфлот Светлана Гончарова. — Для нас это, конечно, большие финансовые потери, которые понёс и наш круизный бизнес круизный в том числе, как многие другие бизнесы в мире. К сожалению, мы не получили никакой помощи, хотя наша компания входит в список системообразующих для туризма».
Тем не менее и в этой компании надеются на лучшее: «Мы давно уже заметили, что круизный сегмент в туризме менее всего подвержен каким-либо изменениям и волнениям на рынке, поэтому даже в этой сложнейшей ситуации у нас идут продажи на следующий год, — заверила Гончарова. —
Отмененные в 2020 году круизы были перенесены с мая-июня на следующий год. Такие же точно, какие были в 2020, будут в 2021 году, чтобы наши туристы могли спокойно поехать в следующем году в те круизы, которые они выбрали».
По словам Гончаровой, многие туристы воспользовались предложением компании и перенесли свой отдых на 2021 год. Однако глубина продаж все-таки снизилась по сравнению с прошлым годом. Гончарова уточнила, что на рейсах, выполненных ее компанией, заражений коронавирусом не было. Но экипажи были снабжены всеми инструкциями, которые касались предотвращения случаев заражения: что делать в случае обнаружения заразившихся, каких правил четко придерживаться, для того чтобы этих заражений не было. «Благодаря тому, что экипажи четко соблюдали эти инструкции, нам удалось избежать инцидентов», — поясняет заместитель гендиректора. По ее словам, многие круизные компании были вынуждены в связи с пандемией разделить питание в ресторане теплохода на две смены, чтобы обеспечить социальное дистанцирование. По той же причине на несколько серий, дублирующих друг друга, были разведены все массовые мероприятия на теплоходах и экскурсии на суше.
«Мы соблюдали все те инструкции, которые нам предъявляли в тех городах, куда мы привозили людей. Во многих музеях этих городов группы разбивались по 5 человек. На всех теплоходах обязательно присутствовали дезинфицирующие средства, каждые два часа проводилась уборка на борту теплохода , все члены экипажа носили маски и перчатки, при входе на теплоход всем туристам измеряли температуру — не только во время посадки и начала круиза, но и во всех городах, где теплоход останавливался», — рассказала Гончарова. Тесты на COVID-19 при этом пассажирам не делались, так как такого требования к круизным компаниям не предъявляли в обязательном порядке. «Я надеюсь, что не будут введены эти требования», — заявила заместитель главы компании.
Круизный отдых – хорошая альтернатива не только другим вариантам внутреннего, но и выездному туризму, считает туроператор. Для разной аудитории в России представлены морские и речные маршруты теплоходов разного класса, начиная от лоукостера до класса люкс.
«Мы специально запустили бюджетный вариант, чтобы люди, которые не могут оплатить дорогой круиз на шикарном лайнере, тоже попробовали этот вид путешествий, — объясняет Гончарова. — Среди наших туристов много пенсионеров, которые любят этот вид отдыха, потому что он для них комфортен: находясь в плавучем отеле, они могут путешествовать по стране».
Теплоходы класса премиум и люкс отличаются от лоукостеров условиями размещения, сервисом, подобным размещению в отеле 4-5 звезд. Такие теплоходы также популярны на российском внутреннем рынке. «У нас есть спрос и на бюджетные варианты, и на люкс, причем глубина продаж у люксовых предложений даже выше, чем у бюджетных», — уточнила Гончарова.
Чтобы составить достойную альтернативу выездному туризму в этом году туроператоры добавили новые маршруты. «Круиз, который заходит в Ладожские шхеры, которые называют российскими фьордами, – это, наверное, главная новинка предстоящей навигации, маршруты эти будет совершать теплоход класса люкс «Александр Грин». Долгое время проход к фьордам с воды оставался мечтой для очень многих путешественников, и туда заходили только на лодках, на больших теплоходах – никогда. И уникальные ландшафты этих мест, легендарные скалы не уступают по красоте известным природным памятникам мира. Туристы быстро отреагировали на это предложение и начали бронировать, — поделилась Гончарова --.
Туристы увидят с борта теплохода известные объекты: места, где жил и творил художник Николай Рерих, связанные с карело-финским эпосом и героическим прошлым нашей страны природные памятники».
Еще одна новинка — сценическое плавание. В этом формате также будут работать теплоходы класса люкс «Россия» и «Александр Грин». «Сценическое плавание – формат экскурсионного тура по акватории природных парков и заповедников, в ходе которого теплоход будет близко проходить к уникальным памятникам природы и истории, и у туристов появится возможность как в театре, на расстоянии вытянутой руки осмотреть все эти места, пеший доступ к которым либо ограничен, либо невозможен, — добавила Гончарова. — Разработаны маршруты таким образом, чтобы при прохождении мимо красивых мест, они были наиболее выгодно освещены солнцем. Некоторые из объектов есть в списке памятников ЮНЕСКО.
Принять иностранных туристов, которые составляли основную аудиторию круизов, в этом году туроператоры не рассчитывают. «Более 50% наших туристов были иностранцы со всего мира: из Европы, из Америки, из Юго-Восточной Азии даже. Понятное дело, что в 2020 году мы туристов иностранных не приняли вообще — они не приехали. И в 2021 году приезд иностранных туристов стоит, естественно, под большим вопросом», — резюмировали в компании.