«Главный неудачник среди 500 самых богатых людей мира»
Глава Louis Vuitton Moët Hennessy 71-летний французский миллиардер Бернар Арно стал четвертым в списке пяти богатейших людей мира, который сегодня опубликовало агентство Bloomberg. В рейтинг попали американцы, сделавшие состояние на высоких технологиях: глава Amazon Джефф Безос, возглавивший список с состоянием $182 млрд, основатель Space X Илон Макс и один из создателей Microsoft Билл Гейтс, занявшие вторую и третью строчки соответственно. На пятое место агентство поставило Марка Цукерберга.
Единственным европейцем и бизнесменом не от мира технологий в этом рейтинге стал француз Бернар Арно, сделавший состояние размером $103 млрд на люксовых модных брендах.
Даже пандемия COVID-19, ударившая по миру высокой моды и рынку товаров класса люкс, не помешала Бернару Арно развивать свой бизнес, хотя и пошатнула его позиции в списке.
В конце октября СМИ вышли с заголовками, говорившими, что состояние президента группы компаний Louis Vuitton Moet Hennessy увеличилось за неделю на $8 млрд, что позволило Арно занять вторую строчку в рейтинге. Это произошло после того, как в группе компаний LVMH сообщили, что отрасль торговли класса люкс начала восстанавливаться после упадка на фоне пандемии коронавируса. Акции группы выросли на 6%, а состояние президента компании увеличилось до $122 млрд.
Однако до пандемии состояние Арно было еще больше: в июле 2019 года он занял второе место в списке богатейших людей мира. В декабре того же года он с капиталом $137 млрд даже обогнал Джеффа Безоса. Это происходило на фоне переговоров по сделке о слиянии группы компаний LVMH с американской ювелирной компанией Tiffany, которую Арно пожелал прибавить к своему холдингу. В конце октября 2020 года Совет директоров Tiffany после долгих переговоров наконец-то одобрил новые условия слияния с французами, снизив цену акции до $131,5 с первоначальных $135.
Согласно новым договоренностям, американский ювелирный бренд, которым восхищалась героиня Одри Хэпберн в фильме «Завтрак у Тиффани», будет продан компании Бернара Арно по цене $15,8 млрд. Сделку планируют совершить в начале 2021 года.
Тем не менее и без сделки с Tiffany состояние Арно на фоне спекуляций на фондовых рынках, изменений курса валют и новостей о вакцине против коронавируса постоянно меняется. Так, в середине ноября 2020 года оно увеличилось на $16 млрд за две недели, когда европейские акции, включая бумаги компаний класса люкс, взлетели после новостей об эффективности вакцины Pfizer, писал CNBC.
После первой волны пандемии общий экономический кризис и запрет на перемещение между странами привели к тому, что чистая стоимость компании LVMH значительно упала. На это повлияло в том числе отсутствие китайских покупателей, которые в последние годы являются основными потребителями товаров класса люкс в европейских бутиках.
К августу чистая стоимость компании Арно сократилась на $25,1 млрд до $80,2 млрд, после чего его даже прозвали «главным неудачником среди 500 самых богатых людей мира».
Однако к осени спрос на роскошь в Китае восстановился, что повысило стоимость акций LVMH.
Сделал роскошь доступнее
Бернар Арно родился в 1949 году на севере Франции, недалеко от города Лилль. Его отец владел строительной компанией Ferret-Savinel, а мать была пианисткой. После школы Арно поступил в École Polytechnique, одно из лучших французских заведений для подготовки инженеров. Бернара с детства готовили к продолжению семейного дела, и в 21 год он стал одним из руководителей семейной компании, а позже и полноправным компаньоном отца. В начале 1980-х годов с приходом к власти социалистов Арно продал отцовское дело и на вырученные деньги переехал вместе с первой женой и детьми в США, чтобы учиться инвестировать и вести бизнес по-американски.
Он обосновался во Флориде и, подобно Дональду Трампу, стал возводить жилищные кондоминиумы, за четыре года заработав капитал в $15−20 млн, с которыми вернулся на родину в 1984 году. После возвращения он отошел от строительной тематики, заинтересовавшись текстильной промышленностью, и стал вкладываться в акции текстильного конгломерата Boussac, принадлежавшего частным акционерам и французским властям. В него входил модный бренд Christian Dior.
Арно еще в США понял, что при торговле предметами роскоши главное даже не качество продукции, а популярность бренда: история и слава Christian Dior помогла предпринимателю вывести компанию из кризиса.
В 1987 году по инициативе Арно был создан модный дом Christian Lacroix. Через год он начал скупать акции Louis Vuitton Moet Hennessy, основанного на базе нескольких компаний в 1987 году. В него входило несколько крупных брендов, в том числе производитель вин Moet&Chandon. В начале 1990-х годов Арно начал прибавлять к своей корпорации алкогольные бренды, производителей люксовых часов и парфюма, глянцевые журналы по всему миру. Им были приобретены такие бренды, как Givenchy, Marc Jacobs, Guerlain, Sephora, Tag Heuer и десятки других. В прессе о предпринимателе отзывались как о безумце, пускающем деньги на ветер: журналисты считали, что такой разброс помешает сосредоточиться на одном направлении, а часть компаний и вовсе друг с другом конкурируют.
Позже Арно пошел на решительный шаг и изменил ценовую политику люксовых брендов, сделав их доступными не только для богатых клиентов, но и для представителей среднего, по европейским меркам, класса. В результате продажи выросли. Арно зарекомендовал себя как талантливый управленец, вдохнувший в старые бренды новую жизнь.
В его компании, по словам подчиненных, царит жесткая дисциплина: если кто-то не справляется с работой, его не спасут даже былые заслуги.
Так, в 1996 году именно Арно взял на работу Джона Гальяно вместо Джанфранко Ферре. Ферре пришел в Dior в 1989 году и, по общему мнению, воскресил бренд. Однако в 1997-м дизайнер перестал соответствовать требованиям Арно, и контракт с ним не был продлен. Многие отнеслись к этому негативно, но Джон Гальяно в итоге принес в Dior свежую энергию. Впрочем, когда в 2011 году его обвинили в антисемитизме, Арно, не раздумывая, уволил его, чтобы не навредить репутации бренда.
В конце 1990-х годов предприниматель заинтересовался интернетом. Он вложился в Boo.com, но это не принесло больших дивидендов. Потом Арно стал одним из первых, кто инвестировал в Netflix. Сам Арно отмечает, что уверен в будущем шампанского Dom Perignon, но вот каким будет интернет и как изменится отрасль, без помощи других предсказать не сможет. Кроме того, миллиардер увидел перспективу в рынках Индии, Китая и Японии. Он зашел в эти регионы еще в середине 1990-х годов, а теперь начал еще активнее наращивать присутствие своих брендов, открывая магазины для среднего класса.
Сейчас Бернар Арно проводит экологичную политику по стремлению к устойчивости в моде и активно занимается благотворительностью: он является спонсором картинных галерей, поддерживает инвалидов, обучающихся в Академии изящных искусств, а его компания тратит деньги на поиск новых талантов в сфере бизнеса и искусства. 16 апреля 2019 года семья французского бизнесмена-миллиардера Бернара Арно и его группа LVMH заявила, что выделила 200 млн евро на восстановление пострадавшего от пожара Нотр-Дам-де-Пари. Арно, имея двух детей от первого брака с Анной Деваврен, женат второй раз на пианистке Элен Мерсье и воспитывает троих детей.