По США прокатилась новая волна панической скупки предметов первой необходимости — туалетной бумаги и бумажных полотенец. На прошлой неделе на фоне новых рекордов заболеваемости COVID-19 и настойчивых напоминаний о необходимости соблюдать ограничения со стороны Центра по контролю и профилактике заболеваний полки супермаркетов вновь стали опустошаться.
Сообщения об очередях, выстроившихся в супермаркетах, начали поступать с воскресенья, 15 ноября, когда в штате Вашингтон возле одного из магазинов сети COSTCO змейкой вилась линия из желающих запастись туалетной бумагой и бумажными полотенцами. Тогда губернатор штата Джей Инсли обратился к жителям с просьбой прекратить скупать товары. «С нашей системой поставок все хорошо, — цитирует его местное издание Komo News. — Когда вы покупаете все, до чего дотягиваетесь, это просто всем вредит, и нет никакой необходимости делать это».
Ответственные за поставки товаров в магазинах заверяют, что они хорошо подготовились к новой волне пандемии. «Товаров достаточно, если все будут покупать то, что им действительно нужно, — сообщила изданию Тамми Хетрик, глава Вашингтонской ассоциации предприятий пищевой промышленности. — Поставщики говорят, что мы в хорошем положении, у нас есть запас товаров, и если люди не будут панически все скупать, мы сможем поддерживать запасы».
Благодаря заявлениям властей в понедельник, 16 ноября, очереди в супермаркетах Сиэтла сократились. Однако в других штатах полки начали пустеть.
Ситуацию, сложившуюся в магазинах в конце марта и апреле, когда люди скупили всю туалетную бумагу, консервы и другие продукты длительного хранения, можно было наблюдать в магазинах Калифорнии. Местный телеканал Сан-Франциско передавал, что туалетная бумага исчезает с полок супермаркетов сетей Target и Whole Foods.
При этом сами жители удивлялись поведению своих соседей. «Я думаю, что это смешно, если честно, — сказала телеканалу, например, Эсмеральда Товар из Сан-Хосе. — Ну, понимаете, если мы гоняемся за туалетной бумагой — это безумие». Другая жительница города Магдалена Браун призналась, что не покупает сейчас туалетную бумагу, потому что у нее не закончились запасы, сделанные несколько месяцев назад. «Я не переживаю, но уверена, что люди волнуются, потому что ходят слухи, что может быть новый карантин, — оправдывает она покупателей. — Так что не знаю, думаю, люди просто хотят быть подготовленными, к тому же сейчас праздники и из людей вылезает все худшее».
Действительно, в преддверии Дня Благодарения людей просят аккуратнее предаваться шопингу — посещать торговые точки в часы, когда там меньше всего посетителей, делать покупки онлайн и избегать магазинов за несколько дней до праздника, который состоится 26 ноября, передает местное отделение CBS.
На минувших выходных полки опустели в магазинах Мичигана, где были введены новые ограничения — на прошлой неделе там перевели студентов и школьников на дистанционное обучение, на удаленку отправили и сотрудников предприятий, кроме тех, кто обязательно должен присутствовать на рабочем месте. Помимо этого, здесь закрыли стадионы, театры, кинотеатры и залы для боулинга, тренироваться разрешили лишь профессиональным спортсменам. Рестораны и кафе больше не могут обслуживать гостей в помещениях. Все это произвело на жителей штата такое впечатление, что они бросились покупать продукты, воду и туалетные принадлежности, передавало местное отделение Fox. В результате магазины были вынуждены ввести ограничения на выдачу товаров в одни руки.
Ритейлеры, призывая людей не скупать товары, уже начинают принимать меры по всей стране. В Walmart пока ограничились рекомендациями. Как передает CBS, в сети Kroger одному человеку можно купить лишь по две упаковки туалетной бумаги или бумажных полотенец.
В субботу, 21 ноября, волна панических покупок перекинулась из США на соседнюю Канаду — CTV News в Торонто обнаружил опустевшие полки.
«Я собираюсь закупиться на месяц, как минимум на месяц, точно», — подтвердил свое намерение телеканалу один из посетителей магазина Walmart. Другая покупательница призналась, что шла в магазин лишь за лекарствами, но решила сделать запасы, чтобы в будущем избежать очередей.
Психологи пытаются объяснить, почему сейчас повторяется весенняя история — ведь если в марте и апреле люди оказались перед неизвестностью, то теперь, пережив полгода пандемии, они понимают, что их ждет даже в случае карантина. Весной люди испытывали страх перед пандемией, но сейчас они чувствуют усталость от нее, пишет профессор Университета Райса в Хьюстоне Утпал М. Долакиа в своей колонке на портале Psychology Today. Он предполагает, что сейчас людьми движут две причины.
Во-первых, так они автоматически реагируют на плохие новости (то есть на растущие цифры статистики заболеваемости и новые ограничения): «Они думают, что «дело плохо, надо закупаться» или «в прошлый раз, чтобы подготовиться, я делал запасы, теперь мне надо сделать то же самое», — отмечает профессор. Второй причиной Долакиа считает «стадный инстинкт». «Люди панически все скупают, наблюдая, как все панически скупают другие — в СМИ и соцсетях», — объясняет он. Утпал М. Долакиа признался, что и у него был момент, когда, читая о новом исчезновении туалетной бумаги с полок, он испытал тревогу и желание тоже побежать в магазин. Но сдержался.