«Профессионалы фитнеса»: чем опасны блоги о ЗОЖ

Ученые не советуют слепо доверять блогам о фитнесе и питании

Depositphotos
Одним из итогов подходящего к концу десятилетия стала популярность блогеров в соцсетях, дающих советы по фитнесу и здоровому питанию. Исследования показывают, что большая часть из них не имеет специального образования и доверять их рекомендациям нужно с большой осторожностью.

Окончание второго десятилетия XXI века уже подталкивает СМИ к подведению итогов в самых разных областях человеческой деятельности. На днях британское издание Daily Mail опубликовало список самых популярных фитнес-трендов 2010-2020 годов: их выделила популярная эксперт по фитнесу из Австралии Мишель Бриджес.

Она отметила популярность зумбы (разновидности спортивных танцев), появление многочисленных гаджетов, помогающих отслеживать уровень своей физической активности и моду на спортивную одежду, благодаря которой леггинсы и кроп-топы вышли за пределы спортзалов на улицы. В числе положительных трендов Мишель Бриджес назвала растущее число так называемых фитфлюэнсеров — Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена)-блогеров, которые дают советы по питанию, физическим нагрузкам и здоровому образу жизни в соцсетях.

«До последнего десятилетия я бы сказала, что фитнес-индустрия казалась чем-то эксклюзивным, идею активного образа жизни продвигали лишь знаменитости и профессиональные атлеты, — сказала она Daily Mail. — Сейчас, во многих случаях, гораздо больше доверия вызывает, когда слышишь это от обычного человека в соцсетях, у которого оказываются тысячи или миллионы подписчиков».

Ученые, однако, не разделяют такого положительного отношениях к фитнес-блогерам — несколько исследований, проведенных в последнее время, показали, что у людей, дающих рекомендации по питанию и предлагающих свои фитнес-программы, в большинстве случаев нет специального образования.

Такие результаты, в частности, показало исследование специалистов Университета Альберты в Канаде, опубликованное порталом Scapps.com.

«Мы посмотрели на некоторые из самых популярных в мире блогов по фитнесу и физической активности, чтобы понять, какой контент в них выкладывается, кто авторы и как они представляют себя в онлайн-среде», — объяснила изданию Folio автор исследования Элейн Ори, аспирант факультета кинезиологии, спорта и отдыха, для которой оно стало частью диссертации. По ее словам, «большинство авторов не говорят на самом деле, кто они или что они знают — только то, что они «профессионалы фитнеса», и все».

Проанализировав 194 англоязычных блога, исследовательница выяснила, что лишь у 16,4% инфлюэнсеров есть сертификаты спортивных инструкторов, хотя 57% называют себя вышеуказанными «профессионалами».

«Многие люди называют себя профессионалами в области физической активности, но они очень смутно говорят о том, что это такое, — объясняет Элейн Ори. — Они пользуются состоянием фитнес-индустрии, в которой все это практически не регулируется».

В результате, считает исследовательница, люди проходят недельные курсы фитнес-инструкторов, и называют себя профессионалами наравне с тем, кто изучал кинезиологию и другие связанные со спортом дисциплины в университете. «Это ставит их контент под сомнение, потому что мы не знаем, какого рода советы они дают людям и насколько это опасно или полезно», — говорит она.

Элейн Ори считает, что в таком количестве онлайн-инфлюэнсеров есть положительная сторона — авторы таких блогов могут давать поддержку людям, которые начали заниматься спортом, особенно если в реальной жизни им не хватает мотивации. Однако она предлагает с осторожностью относиться к блогам, где предлагают новые упражнения и программы, особенно, если они выглядят сенсационными — например, «5 легких упражнений, чтобы прийти в форму к лету».

Еще одна проблема, которую выделила Ори — тот факт, что большинство блогеров говорит о визуальном эффекте занятий спортом, обещая похудение женщинам и наращивание мышечной массы мужчинам.

«Как профессионалы в области фитнеса, мы бы хотели отстраниться от этого, — сказала она. — Если люди прибегают к упражнениям, чтобы прийти к идеалам внешности, они разочаруются, когда не достигнут этих идеалов так быстро, как им говорили, и бросят занятия», — объясняет она. По словам исследовательницы, надо чтобы люди понимали, что физическая активность помогает, например, лучше справляться со стрессами или наладить сон.

Похожее исследование в прошлом году было проведено и в Великобритании — оно было посвящено рекомендациям блогеров по питанию.

Специалисты Университета Глазго обнаружили, что 90% блогеров, дающих советы по снижению веса, не дают научно обоснованных данных, которым можно доверять.

Исследователи изучили блоги самых популярных инфлюэнсеров страны, у которых число подписчиков составляет более 80 тыс. «Мы обнаружили, что большинство блогов нельзя считать надежными источниками информации об управлении своим весом, поскольку они часто представляют свое мнение как факт — и при этом оно не отвечает британским стандартам здорового питания», — рассказала изданию Business Insider одна из авторов работы Кристина Сабба.

Ученые проанализировали, насколько советы нескольких блогеров, имена которых не называются, научно обоснованы, а также взяли по 10 рецептов из каждого блога и изучили, как их питательная ценность соответствует рекомендациям британских диетологов, рассчитав калорийность, количество углеводов, белков, жиров, насыщенных жиров, клетчатки и соли. Этот тест прошел только один блог — профессионального нутрициолога: его или ее советы отвечали стандартам здорового питания на 75%. Худший результат — 25% соответствия стандартам — показал блогер без специального образования.

Результаты этого исследования были представлены в прошлом году на Европейском конгрессе по ожирению в Глазго и вызвали сожаление у специалистов.

«Это исследование — еще одно доказательство деструктивной силы социальных сетей, — сказал тогда глава Национального форума по ожирению Там Фрай. — Любой Том, Дик или Гарри может выйти в прямой эфир, запостить, что захочет, и подписчики ему поверят. Особенная беда в том, что этот джин уже выпущен из бутылки и заставить этих блогеров соответствовать стандартам, хотя и желательно, но практически невозможно».