В мае этого года ВОЗ выступила с заявлением о том, что ментальное здоровье людей по всему миру рискует серьезно пострадать из-за пандемии и затянувшегося на несколько месяцев режима самоизоляции.
Организация призвала правительства разных стран выделить финансирование на психологическую поддержку для людей, склонных к депрессии в силу личностных качеств или потерявших работу, а также для медиков, которым пришлось оказаться на передовой борьбы с пандемией.
События этой весны сказались на психическом здоровье жителей практически всех стран не лучшим образом. Последние данные подтвердили, что опасения ВОЗ оказались не напрасны. Согласно опросу, проведенному в июне Центром по контролю и профилактике заболеваний в США, 30% респондентов сообщили о симптомах тревоги и/или депрессии по сравнению с 11% за тот же период год назад. Этот же опрос также показал, что более 20% медицинских работников всерьез задумывались о самоубийстве во время пика эпидемии.
Общественная организация KFF, которая проводит опросы о состояния здоровья граждан каждый месяц, в августе сообщила: больше половины респондентов указали, что стресс, связанный с пандемией, повлиял на их психическое здоровье, по сравнению с 32% в марте.
Дон Браун из Национального Альянса по психическим заболеваниям, которая запустила бесплатную телефонную линию помощи для людей, ищущих поддержки и общения, которого многим не хватало во время режима самоизоляции, рассказала изданию Wired, что в период с марта по июль число звонков на их линию увеличилось на 65%.
Некоторые абоненты уже имели психические расстройства и связались с ними, потому что боялись не получить своевременную помощь и медикаменты из-за пандемии. У большинства же симптомы депрессии и тревожности начали появляться во время режима самоизоляции.
Эксперты в области психиатрии предупреждали еще в начале пандемии, что вторая волна заболеваний будет связана не столько с коронавирусом, сколько с проблемами ментального характера. В апреле четыре дипломированные медсестры, две из которых являются профессорами Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, опубликовали статью в Журнале Американской ассоциации психиатрических медсестер, где приводились многочисленные доказательства того, что люди, перенесшие COVID-19, их семьи, врачи и те, кто страдает от страха и одиночества дома, могут в конечном итоге столкнуться с серьезными психологическими проблемами.
В июне психиатр Джеймс Лейк предрек волну последствий коронавируса, выраженную в ухудшении ментального здоровья, в статье, опубликованной в журнале «Psychiatric Times». Врач утверждает: если не устранить психологические проблемы из-за пандемии сейчас, они могут иметь серьезные последствия на долгие годы вперед. «Наша система психического здоровья не справится с глобальной пандемией ментального характера», — предостерег врач.
Рональд Пайс, почетный профессор психиатрии в Медицинском Университете SUNY, однако, не уверен, что мы действительно столкнемся со второй волной пандемии в виде проблем с психическим здоровьем: в конце концов, тот, кто сообщает о некоторых симптомах депрессии, не всегда соответствует всем диагностическим критериям этого расстройства, а попросту преувеличивает свои страдания, вызванные домашним заточением.
С нм соглашается и Тамара Браун, преподаватель медицинской этики в Университете Дикина в Австралии. Она считает, что COVID-19 не обязательно вызывает беспрецедентные показатели диагностируемых проблем психического здоровья, даже если некоторые люди выражают достаточно симптомов для постановки диагноза.
Напротив, стресс, страх и печаль могут быть вполне объяснимыми реакциями на трудные ситуации, а не признаками патологии.
«Если вы скорбите о погибших от коронавируса или беспокоитесь, потому что работаете в медицинском учреждении со множеством пациентов, испытываете стресс из-за потери работы или отправляете своих детей в школу или детский сад, не зная, безопасно ли это, или просто пытаетесь делать свою работу — все эти ситуации являются достаточно стрессовыми, чтобы вы испытывали тревогу и даже депрессию», — поясняет врач.