Прикрыли кормушку: в Китае заблокировали фуд-блогеров

Чем видеоблогеры помешали китайским властям

FRAN/YouTube.com
Вслед за распоряжением главы КНР Си Цзиньпина сократить расточительство в еде китайские интернет-платформы только в течение августа заблокировали 13.600 аккаунтов видеоблогеров, которые размещают ролики в жанре мукбанг. Этим термином, пришедшим из Кореи, называются видео-трансляции поедания большого количества блюд, за которыми следят миллионы китайцев. Чем китайскому руководству помешали фуд-блогеры, разбиралась «Газета.Ru».

В середине августа глава КНР Си Цзиньпин обратился к согражданам с призывом сократить расточительство еды в стране в связи с потенциальным продовольственным кризисом из-за пандемии и наводнений, прокатившихся по Китаю в начале августа. «Расточительство позорно, а бережливость почетна», — заявил глава КНР, назвав «шокирующим и огорчающим» количество еды в стране, которое идет в отходы, передает государственное информагентство Синьхуа.

Объясняется такое ужесточение мер назревающим в Китае продовольственным кризисом. В течение нескольких недель в начале августа в стране бушевали наводнения, уничтожая посевы, из-за чего выросли цены на продукты питания. Добавляет опасений напряженность в торговых отношениях Китая и США, так что продовольственная безопасность, всегда стоящая в приоритете для этой страны, стала еще важнее.

Помимо ограничения порций в ресторанах, китайское руководство заручилось целью изменить сами традиции, согласно которым принято заказывать на компанию больше, чем гости могут съесть. В китайском интернет-пространстве появились информационные кампании, призывающие пользователей экономнее обращаться с едой.

В связи с этим под шквал критики со стороны государства попали и

фуд-блогеры, которые размещают на китайских онлайн-платформах видео-ролики в жанре мукбанг: этим корейским термином, который переводится как сочетание слов «еда» и «трансляция», обозначаются стримы, на которых блогеры, в основном девушки, поедают большое количество пищи.

Этот жанр, пришедший из Южной Кореи, очень популярен в Китае, в культуре которого кулинария и еда занимают важное место. Наблюдать за тем, как другие поедают несоразмерные порции, как правило, необычной и даже неприятной еды, кажется китайцам вполне безобидным и веселым занятием. Культура «состязательного поедания», вероятно, пришла в Южную Корею из США, где распространены конкурсы, в рамках которых американцы соревнуются, кто за ограниченный период времени сможет съесть больше бургеров или хот-догов.

Однако власти КНР сочли, что такое поведение блогеров в сети пагубно сказывается на воспитании аудитории и идет вразрез с текущей линией партии, которая, напротив, призывает китайцев не передать. Только в августе китайские видео-хостинги Douyin и Kuaishou заблокировали 13.600 аккаунтов таких фуд-блогеров. В результате китайские видео-блогеры, зарабатывающие на хлеб, потребляя большое количество еды на камеру, остались без работы.

Китайская государственная телекомпания CCTV раскритиковала кулинарные шоу, демонстрирующие участников, поедающих чрезмерные объемы пищи, чтобы потом выплюнуть ее как «экстремальный пример расточительства». В ответ на критику китайские операторы приложений для обмена видео, такие как Douyin, принадлежащий компании Bytedance, владеющей TikTok, пообещали очистить свои платформы от оскорбительных видео. Kuaishou и Douyin при запросе пользователей, ищущих видео-контент в тематике «кулинарные шоу» и «соревнования в еде»,

начали показывать дисклеймеры над результатами поиска, напоминая потребителям о необходимости «дорожить едой и поддержать разумную диету», а также «сказать нет расточительству».

В китайских социальных сетях реакция на запрет была неоднозначной. В то время как многие поддерживают меры правительства по борьбе с пищевыми отходами, другие задаются вопросом, как регулирующий орган определит, какие шоу являются подлинными программами обзора продуктов питания, а какие — нет. «Почему власти беспокоит, сколько едят другие, если они тратят свои собственные деньги?», — задается вопросом один из пользователей на платформе микроблогов Weibo.

Согласно опросу Weibo, более половины пользователей заявили, что, хотя им нравится смотреть на то, как другие поедают огромные порции на пределе физических возможностей, сами они расточительством не занимаются и его не поддерживают. «Почему люди заботятся о том, сколько другие едят, если они не выбрасывают свою еду, — возмущается один из респондентов. — Нормирование зерна устарело — эти люди не тратили на покупку еды деньги ваших борцов за социальную справедливость».

Эта кампания по борьбе с жанром фуд-порно сопровождается и другими культурными зачистками в китайском интернет-пространстве с целью сделать его более цивилизованным и интеллектуальным — избавить от «нелегального и низкопробного контента».

«На самом деле в Kuaishou и Douyin становится все меньше низкопробного контента, — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» Юрий Синицын, сооснователь онлайн-школы китайского языка KitUP. — Раньше там можно было встретить много видео, на которых танцевали непристойно одетые девушки. Таланта у этих «звезд» ноль, так что они пытаются хоть как-то привлечь внимание подписчиков, которые скидывают им деньги за контент». По словам Синицына, эти видео эротического характера с вызывающе одетыми девушками в Китае пользуются плохой репутацией, так как противоречат идеологии КНР.

Однако принцип работы этих видео-хостингов основан на реакции пользователей: если люди смотрят видео дольше 5 секунд и даже досматривают его до конца — видео покажут и другим. А если видео лайкают, сохраняют или переходят через него на аккаунт блогера — оно выходит в топ. По мнению Синицына, этот принцип заставляет китайских инфлюэнсеров производить более качественный контент. «Блогеры выходят на новый уровень, стараются стать уникальными и улучшают качество съемки, — уверен Синицын. — Кстати, в Китае очень популярны короткие мини-сериалы про отношения. Их хочется смотреть дальше, так как обрывается видео обычно на самом интересном месте, вынуждая пользователя перейти в аккаунт и досмотреть продолжение. Такие видео обычно сняты очень качественно, с участием красивых актеров или блогеров и без пошлости».

По мнению эксперта, китайские пользователи уже пресытились контентом. «Люди хотят разнообразия — видеть, как любимые блогеры совершенствуются, — комментирует Синицын. — Спрос все еще велик, но цель пользователей — найти качественный контент. Высокая конкуренция заставляет блогеров развиваться. Это легко заметить, если сравнить их видео двухлетней давности и сейчас».