Закон, ограничивающий экскурсионную деятельность иностранцев в России с помощью аттестации, понадобился прежде всего гидам-переводчикам как протекционистская мера, так как иностранные гиды забирали у них клиентов, в основном из Китая.
Чтобы запретить водить экскурсии по Кремлю китайским студентам из Москвы, а также гражданам Китая, которые, по мнению российских гидов, не являются компетентными экспертами в вопросах истории России и зачастую неверно трактуют факты, упомянутые в экскурсии, придумали закон об обязательной аттестации гидов.
Проходить ее нужно каждые 5 лет, а чтобы получить соответствующее удостоверение — учиться на курсах несколько месяцев и сдавать экзамены.
Законопроект предполагает установление критериев аттестации и требований к образованию, стажу и профессиональным знаниям и навыкам гида. Аттестацию будут проводить региональные органы власти в сфере туризма. Для выдачи разрешений экскурсоводам, работающим на национальных и межрегиональных туристических маршрутах, будут созданы межрегиональные аттестационные комиссии. Подтверждать квалификацию необходимо будет каждые пять лет, говорится в пояснительной записке.
Для прохождения аттестации экскурсовод или гид-переводчик должен иметь среднее профессиональное или высшее образование, а также профессиональное допобразование по профилю, соответствовать специальным требованиям, установленным кабмином для экскурсоводов и гидов. Гиды-переводчики должны свободно владеть иностранным языком, на котором предполагается оказывать услуги, — в объеме, необходимом для перевода и оказания этих услуг на туристских маршрутах.
«Когда туризм был невидим для власти, рынок регулировался сам собой: были китайские турфирмы на их стороне, они сотрудничали с российскими гидами с принимающей стороны, — рассказала «Газете.Ru» Елена Бреус, член Ассоциации гидов и переводчиков Москвы. — А сейчас возникла необходимость в соответствующем законодательстве, так как китайская сторона начала проявлять самостоятельность и российских гидов привлекать перестали».
В результате, по словам Бреус, российские фирмы стали разоряться, а россияне — терять работу и большой источник дохода.
«Один гражданин Китая, нелегально работающий в России в туризме, в месяц вывозит за границу до нескольких миллионов рублей», — уверяет гид.
Против этих убытков изначально и был направлен закон. Однако его авторы из Ассоциации не учли, что принятие закона поставит под угрозу деятельность экскурсоводов, работающих без аттестации, для которых туризм является не основным источником дохода, а увлечением и дополнительным заработком.
Так называемые авторские туры на разные темы, которые выбиваются из перечня базовых обзорных экскурсий для иностранцев, и предназначены для местных людей, которым интересно пройтись по городу и посмотреть на него свежим взглядом, узнать новое об архитектуре знакомых зданий, либо съездить в ближайший город с тематической экскурсией, в последние годы стали особенно популярны в России.
«Сейчас в России возрождается интерес к истории, — считает Ирина Стрельникова, член координационного совета Союза экскурсоводов, автор экскурсионного проекта «Совсем другой город». — Во Флоренции вы не встретите местного, который гуляет по городу с экскурсией, а у нас это популярный вид городского досуга: можно сходить в кино или в театр, а можно на экскурсию. И этот вид досуга для местных по ошибке сравняли с туризмом».
По мнению экскурсоводов, выступивших против закона и сформировавших петицию, под которой подписались почти 9 тыс. других экскурсоводов из разных регионов России, закон может помешать им работать.
Союз экскурсоводов России совместно с Уральским союзом экскурсоводов и гидов направил поправки к законопроекту в Госдуму и в настоящий момент ждет рассмотрения. Ключевое требование Союза — развести два понятия: гид-переводчик и экскурсовод, и не вводить для вторых обязательную аттестацию, поскольку это, по мнению Союза, создаст препятствия для работы экскурсоводов.
«Этому законопроекту уже больше десяти лет, в 2006 году его уже отвергло Минэкономразвития как создающий обременение для развития туристического бизнеса», — заявила Стрельникова. По ее мнению, принятие закона не помешает китайским гидам работать на территории России, так как он предусматривает заключение межправительственных соглашений, снимающих ограничения, кроме того, в Москве не найдется достаточно аккредитованных гидов, чтобы удовлетворить растущий спрос китайских туристов, считает экскурсовод.
В других странах, по словам экспертов, ограничения, напротив, снимаются, чтобы стимулировать развитие туризма.
От системы лицензирования отказались Япония, Франция, Португалия, Великобритания. В Германии и Швейцарии такой системы не было. В Австрии и Латвии она есть, но распространяется на всю территорию страны, а не отдельного региона, и даже позволяет проводить экскурсии в соседних странах.
«В США есть первая поправка к Конституции, которая обеспечивает свободу слова: гидом может стать кто угодно и рассказывать он может что угодно, — поделился с «Газетой.Ru» русскоязычный гид в Нью-Йорке Слава Шпигель. — Любые лицензии могут быть рассмотрены как ограничение этого права».
Тем не менее во многих городах, таких как Вашингтон или Нью-Йорк, есть процедура лицензирования для гидов, через которую многие проходят. «Лицензия нужна для собственной легитимизации, потому что ассоциации гидов обычно не принимают в свои ряды членов без лицензии», — поясняет Шпигель. Участие в такой ассоциации обязывает членов платить взносы, но при этом позволяет быть в курсе новостей отрасли, ходить на «экспедиции», организованные партнерами, например, на новую смотровую площадку до ее открытия, а также на лекции и туры от коллег, знаменитых гидов с многолетним опытом.
Чтобы получить аккредитацию, по словам гида, нужно сдать несложный экзамен, а стоимость лицензии составляет около $60 за 2 года.
В России для гидов хотят ввести региональную аттестацию, которую необходимо будет проходить каждые пять лет на платных курсах длительностью в несколько месяцев. При этом региональная аттестация означает, что гид с «московской пропиской» уже не сможет водить экскурсии в Подмосковье или других городах, что происходит повсеместно. Контролировать качество авторских экскурсий, которые проводят специалисты в узких темах — архитектуры или литературы — не представляется возможным, считает Стрельникова.
«Зачем подтверждать знания каждые пять лет, у кого мы их будем подтверждать? У нас совершенно разная тематика», — поясняет экскурсовод.
Союз экскурсоводов предложил компромиссное решение: сделать аттестацию добровольной и создать реестры аттестованных гидов, из которых турист, при желании, смог бы выбирать. Однако у многих туристов, не только среди россиян, но и среди иностранцев, сейчас есть запрос на информацию узкого профиля, которую ему даст специалист в конкретной сфере — искусствовед или биолог — а не гид-переводчик, обладающий познаниями только по истории России. Появляется все больше проектов с тематическими экскурсиями, посвященными разным аспектам жизни — инженерные, музыкальные, театральные, литературные и архитектурные туры.
«Профессия гида сейчас является умирающей, ее вытесняет цифровизация, — заключает Стрельникова. — Приложения с функцией аудиогида заменяют живых экскурсоводов. Только необычные, творческие, персонализированные экскурсии еще пользуются популярностью».
Довод о том, что региональная аттестация защитит от засилья гидов из Москвы местных экскурсоводов, некорректен, так как зачастую гиды из Москвы, привозящие группы в другие города, только формируют интерес к местным гидам, сотрудничая с ними или проводя экскурсии, которые тематически не пересекаются с предложением местных экскурсоводов.