Отменить дресс-код: почему падает спрос на деловой стиль

От делового до спортивного костюма: как меняется мужская мода

Depositphotos
Режим самоизоляции из-за пандемии и массовый перевод на удаленную работу сделали ненужным такой предмет мужского гардероба, как деловой костюм. Работать из дома вполне можно в удобной одежде, а при необходимости надевать рубашку, оставаясь в спортивных штанах, ведь по видеоконференции виден только верх. Но даже те компании, которые оставили своих сотрудников в офисе, постепенно отказываются от строгой униформы и дресс-кода в одежде, предпочитая официальному стилю — удобный. Какие изменения ждут мужскую моду, разбиралась «Газета.Ru».

Еще до пандемии многие деловые компании, как в России, так и на Западе, начали постепенно отказываться от строгого официального стиля в одежде сотрудников в пользу более комфортного. Об этом просили сами сотрудники и их клиенты, которые устали от показного официоза. Понятия «белые воротнички» и костюм-двойка стали отживающими, а компании в сфере IT, финансов и других, привлекали потенциальных сотрудников отсутствием строгого дресс-кода и лояльностью в вопросах одежды.

В 2019 году сотрудников российского офиса консалтинговой компании «Делойт СНГ», вслед за британским, освободили от ненавистного дресс-кода. До этого финансистам рекомендовали приходить в офис в пиджаках, рубашках и строгих ботинках сдержанных цветов, а джинсы можно было надевать только по пятницам, рассказывала лидер по развитию персонала компании Анастасия Лебедева «Ведомостям». На внутреннем сайте компании сотрудники писали, что строгий деловой стиль в одежде уже устарел и многие клиенты «Делойта» на тот момент уже отказались от дресс-кода.

Некоторые сотрудники и вовсе бойкотировали правила: приходили на работу в костюмах более свободного кроя из мягких тканей, в пуловерах и мокасинах. В итоге компании пришлось отменить рекомендации и консультанты смогли приходить в офис в джинсах в любой день недели, если у них не было назначено встреч с клиентами.

Большинство офисных сотрудников в России (73%) считают пиджак и галстук старомодной и чересчур официальной одеждой для современной компании, показал опрос, проведенный компанией Regus среди 900 человек еще в 2019 году. Согласно опросу, 88% полагают приемлемым ходить на работу в джинсах, а 64% – в футболках. 10% опрошенных предпочитали приходить в офис в спортивных костюмах, а еще 12% – в шлепанцах.

Пандемия сделала их мечты реальностью: во время работы из дома ходить можно было хоть в пижаме и тапочках, но большинство все-таки предпочитали спортивные костюмы — продажи именно этого предмета одежды подскочили во время карантина. Некоторые и вовсе надевали только верх — рубашку или свитер, а внизу оставались в одних трусах или пижамных штанах, ведь на видеоконференции коллегам не видно, что надето на твоих ногах. Из-за этого, правда, у некоторых случались конфузы, когда они забывали о такой детали во время переговоров. Часть сотрудников столкнулась с проблемой при выборе одежды для переговоров онлайн и обращалась за телефонными консультациями по стилю.

«Справедливости ради стоит отметить, что мужчины уже довольно давно пересмотрели свой рабочий гардероб, отдавая преимущество образам casual, нежели классическим костюмам-двойкам, — рассказала «Газете.Ru» Екатерина Саввиди, управляющий партнёр компании Frame Moscow, которая занимается розничной торговлей люксовой одежды для мужчин и на карантине как раз предоставляла онлайн-консультации по стилю. — Уже несколько лет мужчины предпочитают комфорт и одеваются в более свободную одежду».

Основной недостаток деловой одежды — ее неудобство: пиджак и рубашка сковывают движения, галстук и штаны затрудняют свободное дыхание.

Другим немаловажным аспектом является дороговизна и непрактичность этой одежды — она требует определенного ухода: рубашки и костюмы мнутся, их нужно сдавать в химчистку, отпаривать или гладить.

По словам Саввиди, еще одной причиной для отказа от мучений становится сложный выбор при составлении делового гардероба: «пиджак подтягивает за собой тщательную проработку гардероба, требует подбора сорочки, туфлей, правильных брюк». Нужна особенная верхняя одежда и обувь, после работы приходится переодеваться, чтобы пойти в более демократичное место с другим стилем одежды. Кроме того, костюмы идут не всем. Тем не менее до определенного момента деловой стиль в одежде оставался показателем статуса и финансовой независимости, носили его в основном в деловых компаниях, связанных с большими деньгами и серьезными вопросами, на госслужбе. Однако продажи костюмов за последние несколько лет сократились вдвое, добавляет Саввиди.

«Пандемия этот тренд только укрепила. В период самоизоляции у нас взлетели продажи домашней одежды и о костюмах особо не вспоминали, выбирали максимально комфортные вещи из мягких материалов. Костюмы в классическом понимании остались только в корпоративной среде и политике. Но и у них культура костюма постепенно отходит: к примеру, «Сбербанк» не так давно отменил корпоративный дресс-код», — уточнила Саввиди.

При этом пиджак в широком смысле все-таки остаётся одним из основополагающих предметов мужского гардероба, однако классические элементы приходится пересматривать и делать более креативными: появляются «фантазийные» пиджаки ярких цветов, которые можно сочетать как с более свободными брюками, так и с джинсами.