Ракеты под хохлому: как народные промыслы вводят в моду

Культурный код: как дизайнеры перезапускают русские традиции в моде

РИА «Новости»/Коллаж «Газеты.Ru»
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин предложил украшать ракеты хохломой и гжелью «для сохранения традиций русского народного промысла». Модные эксперты также считают, что молодым дизайнерам стоит обратить внимание на традиционные промыслы и использовать их как источник вдохновения для коллекций. Грядет ли возрождение народных промыслов, разбиралась «Газета.Ru».

Идея Дмитрия Рогозина запускать в космос хохлому и гжель в виде росписи на ракетах, при всей своей оригинальности, имеет потенциал. Топ-менеджер предлагает «наносить часть этого узора на какие-то ракеты или корабли, не рекламируя Роскосмос, а рекламируя тех людей, которые сохраняют уникальные традиции».

Есть и другая идея — сделать целую серию ракет-носителей с изображением городов Золотого кольца, чтобы популяризировать внутренний туризм.

Однако чтобы продвигать народные промыслы на мировой арене, необязательно запускать расписанные под хохлому ракеты. Сделать это вполне можно на подиуме или в бытовом дизайне. «Пока что я не знаю примеров, чтобы это использовалось не сувенирно, — рассказала «Газете.Ru» модный критик Ольга Михайловская. — То, что делал дизайнер Денис Симачев с хохломой, это не модная история. При том, что на самом деле у всех промыслов и ремесел во всем мире, не только в России, есть серьезный потенциал стать источником вдохновения для дизайнеров».

В интернете можно найти массу примеров такого «творческого переосмысления» промыслов: хохломой и гжелью украшают автомобили, используют в дизайне интерьеров, окрашивают в них спортивные кеды и компьютерные мышки. Долгое время народные промыслы существовали в жанре сувенирной продукции: на творчество деревенских мастеров из российской глубинки, которые расписывали под хохлому деревянные шкатулки, посуду и мебель с XVII века, вдохновляясь искусством иконописи, как и на жостовские подносы, павлопосадские платки

особое внимание обратили в конце XIX века, когда в моду в архитектуре вошел псевдорусский стиль и аристократия заинтересовалась национальными узорами.

Тогда же была изобретена матрешка: художник Сергей Малютин придумал ее, вдохновившись состоящей из семи частей японской куклой, которую жена мецената Саввы Мамонтова привезла из путешествия.

«Интерес к народным промыслам в мире сейчас большой, — утверждает Михайловская. — Есть прекрасная пара дизайнеров болгарского происхождения, которые делают коллекции по мотивам традиционных болгарских тканей — они ездят по деревням, собирают какие-то лоскутки и затем делают абсолютно современную одежду, которая очень хорошо продается».

То, что местные орнаменты, национальные традиции, в том числе народные промыслы, стали трендом последнего десятилетия в мировой моде, подтверждает и Александр Шумский, глава Национальной палаты моды. «Этот тренд даже усилился с ростом спроса на устойчивую моду. Однако богатство народных художественных промыслов необходимо сочетать с работой дизайнеров, чтобы создать современный продукт, который клиент захочет не только купить и положить на полку, но и носить. Это сложная работа», — отмечает эксперт.

Российский дизайнер Ульяна Сергеенко в этом году представила на Парижской неделе высокой моды видео-ролик о коллекции, вдохновленной крестецкой строчкой — народным промыслом из Новгородской области. «Молодые российские дизайнеры все чаще проявляют интерес к промыслам, классическим орнаментам и локальной этнике, — добавил Шумский. — Рома Уваров, Варвара Зенина, а также бренды Radical Chic, LES' by Lesia Paramonova, Vereja так или иначе интегрируют элементы русского культурного кода в свои современные образы». По мнению эксперта, популярности народных ремесел способствовала Олимпиада в Сочи, в символике которой прослеживались отголоски русских художественных промыслов.

Всплеск интереса к внутреннему туризму, по словам экспертов, также может привести к возрождению промыслов.

«Сейчас, когда все поехали по России, люди увидели, сколько вокруг красивого, — обратила внимание Михайловская. — Очень хочется, чтобы у нас тоже произошел какой-то сдвиг в осмыслении промыслов».

В 2018 году Национальная палата моды и Минпромторг проводили подобный межкультурный проект. «Идея была в том, чтобы познакомить с российскими народными промыслами зарубежных дизайнеров, дать им возможность пожить на производстве хотя бы неделю, научить технике, рассказать историю и вдохновить на новые коллекции, — рассказал Александр Шумский. — Мы отправили в экспедицию несколько групп студентов-дизайнеров из итальянской школы Polimoda и школы дизайна ВШЭ. По одной группе на народный художественный промысел из списка Минпромторга, в который входит почти 100 предприятий».

Итальянские и русские студенты изучали гжель, хохлому, оренбургский платок, фарфор и золотое шитье и сделали совместную коллекцию предметов интерьера и одежды, вдохновленную историей и культурой России. Представляли ее на Московской неделе моды. Некоторые из идей дизайнеров даже стали применяться в производстве на предприятиях гжели и хохломы.

Как поясняет Михайловская, мода и культура всегда занимались тем, что аккумулировали и перерабатывали разные национальные традиции, так что обвинять их в культурной апроприации бессмысленно. Взять хотя бы павлопосадский платок, вдохновленный восточными шалями и турецкими узорами, или гжель, которая напоминает одновременно голландские изразцы, португальские азулежу, китайский фарфор и персидскую керамику. Однако сейчас в модном сообществе ведутся дискуссии, насколько правомерно обращаться к чужому культурному наследию, если ты не имеешь к нему прямого отношения.

«Орнаменты, проверенные столетиями, — это очень сильный визуальный продукт, поэтому они беспроигрышны для моды, — считает Шумский. — Впрочем, в соответствии с последними тенденциями, для дизайнеров безопаснее вдохновляться своей или родственной культурой, иначе можно нарваться на обвинения в культурной апроприации».