На YouTube вышла серия документального проекта о фронтовых операторах, посвященная единственным женщинам, снимавшим военную хронику, — Марии Суховой и Оттилии Рейзман. Документальный сериал «Как снимали войну», созданный при поддержке Гильдии неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру», состоит из 20 эпизодов и будет выпущен до конца осени. 12 серий расскажут об операторах, а остальные 8 посвящены съемочной технике и военной кинохронике.
«Традиционно мир кино был мужским, — рассказал «Газете.Ru» автор проекта, режиссер Алексей Ханютин. — Изобрели кино мужчины — инженеры, фотографы, да и профессия фотографа была в основном мужской, а из нее и вырос в значительной степени кинематограф, вышли первые операторы и режиссеры».
Исторически женщины присутствовали в кинематографе прежде всего как актрисы, уточнил режиссер, однако их усидчивость и внимание пригодились на специальных работах, к примеру, в раскрашивании черно-белых пленок на заре развития кинематографа — именно этот кропотливый и нелегкий труд отдавался на откуп женщинам.
На студии одного из первых крупнейших режиссеров мирового кино Жоржа Мельеса существовал цех, где женщины кадр за кадром вручную раскрашивали его фантазийные фильмы-феерии.
Вторая профессия — это монтажницы, которые помогали режиссерам-мужчинам управляться с пленкой. В 20-е годы, когда процесс эмансипации ускорился, появились и женщины-режиссеры. Среди российских представительниц можно назвать Эсфирь Шуб, которая делала монтажные фильмы из хроники. В немецком кино в те годы творила Ленни Рифеншталь, которая начала кинокарьеру в качестве актрисы, а впоследствии стала режиссером и после прихода Гитлера к власти считалась главной фигурой немецкого кинематографа. Тогда она создала знаменитые фильмы «Триумф воли» и «Олимпия», которые хоть и были пропагандистскими — прославляли нацистский режим — однако вошли в классику кинематографа и до сих пор изучаются в киношколах.
Профессия оператора дольше всего оставалась сугубо мужской — камеры были тяжелыми, стационарными, со штативами, да и вообще, отмечает Ханютин, существовала традиция: человек с киноаппаратом — это мужчина. Женщины в этой профессии были очень редкими исключениями.
Все изменилось во время Великой отечественной войны, которая дала шанс заявить о себе женщинам не только в операторском деле, но и во многих других сферах, и в целом привела к волне эмансипации. Героини выпуска документального сериала — Мария Сухова и Оттилия Рейзман — вместе начинали кинокарьеру еще в середине 30-х годов, пробивались в профессию оператора, что называется, из низов.
Мария Сухова поступила на студию вначале уборщицей, затем дослужилась до проявщицы пленки, занималась контролем качества отснятого материала, потом стала ассистентом оператора и в 1936 году вместе с подругой Рейзман сняла первый фильм о женском автопробеге Москва — Каракумы — Москва.
«Их и взяли в проект потому, что это был именно женский автопробег, — пояснил Ханютин. — Тяжелая, надо сказать, работа: не слишком хорошие машины, огромные расстояния, тяжелые условия для съемки: очень жаркие места — пустыня, фактически, верблюды, скорпионы, нехватка воды... Они все это стоически вынесли: пытались отстоять свое право на профессию, доказать, что они ничем не хуже, чем мужчины-операторы. Скандалили, добивались своего».
И добились: Машу и Отю, как их отечески называли коллеги, отправили снимать на самом опасном для операторов поле — в партизанские отряды, за линию фронта. «Они должны были прыгать с парашютом, но в итоге отправились на самолете. Фактически это операция в тылу врага», — поясняет Ханютин.
Мария Сухова в военные годы снимала и в другой непростой локации — в Иране, который в те времена был союзником СССР: через Иран проходили поставки боевой техники. Снимали, помимо Суховой, еще несколько мужчин, но девушка-оператор пробиралась в самые глухие деревни, где на женщину без сопровождения мужчины и с непокрытой головой и вовсе смотрели с недоверием.
Дважды Сухова и Рейзман летали за линию фронта: результатом поездок стал фильм «Народные мстители», а вторая экспедиция окончилась трагически — Марию ранило осколками снаряда и она попросила пристрелить ее, а камеру и пленку отдала партизанам. Оттилия выжила и снимала до конца войны, работала в кинохронике еще долгие годы.
«Две эти женщины протоптали дорожку тем, кто работал после них, — считает Ханютин. — Стали живым примером, доказали, что женщины тоже могут снимать».
По словам режиссера, была и альтернатива — можно было снимать награждение лауреатов Сталинской премии в тылу, мирную жизнь в Москве, спортивные соревнования. Советский киножурнал — новости, которые показывали перед началом киносеанса — включал в себя не только вести с фронта, но и сюжеты из тыловой жизни. «Сухова вполне могла снимать в Москве, какой-нибудь завод, который героически выполняет заказы в тылу, но предпочла опасную стезю фронтового оператора», — пояснил Ханютин.
Сейчас женщин-режиссеров стало больше, среди них есть очень яркие, считает Ханютин. Количество девушек на операторском факультете также растет. «Когда я учился, брали одну, максимум двух женщин, чтобы они, как вишенка на торте, украшали мужскую компанию, — рассказал режиссер. — Сейчас как минимум треть набора на факультет — это девушки. И тенденция ведет к тому, что количество девушек и мужчин сравняется — очень много женщин сейчас идет в эту профессию».
Связано это отчасти с совершенствованием технологий: оператору уже не нужно таскать за собой тяжелую камеру на штативе, цифровые камеры уступают в размерах, а некоторые и вовсе снимают на телефон. «Цифровые камеры сделали профессию более доступной, порог между профессиональным и любительским кино постепенно стирается, становится менее заметным, — уверен Ханютин. — Если у вас есть хороший телефон или недорогой фотоаппарат, вы можете взять и начать снимать кино. Оно не будет на порядок хуже того, что снимают на дорогие профессиональные камеры. Конечно, разница есть, но эти фильмы уже можно выкладывать в интернет, показывать на большом экране. Для этого не надо оканчивать ВГИК. Такая депрофессионализация».