Темнокожие дизайнеры из Италии обвинили три самых известных национальных бренда — Gucci, Prada и Dolce&Gabbana — в лицемерии в отношении расовой политики. По мнению дизайнеров, изложенном в письме от имени Стеллы Джин и Эдварда Бьюкенена, итальянские бренды, поддерживая на словах движение против расовой дискриминации в США #Black lives matter, сами делают недостаточно у себя на родине, чтобы побороть расизм в индустрии моды и добиться равенства для людей разных национальностей.
В письме, озаглавленном как «Имеют ли значение жизни темнокожих в итальянской моде?», дизайнеры обращаются к модным домам с просьбой развивать систему поддержки молодых талантов, представителей национальных меньшинств, обучать своих сотрудников толерантности и инвестировать в подобные программы. Только такие действия смогут побороть расизм в модной индустрии, уверены дизайнеры. А символические акции выражения поддержки — это всего лишь маркетинг и забота об имидже.
На деле на Миланской неделе моды в этом месяце не был представлен ни один бренд, которым владеет темнокожий дизайнер.
«Давайте перейдем от круглых столов и конференций на тему разнообразия и мультикультурализма к реальным действиям, настоящему сотрудничеству, — говорится в письме дизайнеров. — Только так мы сможем быть уверены, что толерантность и разнообразие из разряда источников вдохновения перейдут в ряд реальных трендов и приведут к структурным трансформациям в модной индустрии».
Многие крупные дома моды в Италии действительно засветились в расовых скандалах и были раскритикованы за сомнительную рекламу. К таким историям относятся, например, «темнокожий джемпер» от Gucci, когда компании в 2019 году пришлось приносить публичные извинения и снимать с продажи свитер, после того как ее заклеймили за издевательства над памятью об истории темнокожих. Яблоком раздора стал черный вязаный джемпер, горловина которого надевалась на подбородок и нос, а для рта был оставлен вырез в виде ярко-красных губ.
Тогда пользователи посчитали джемпер расистским высказыванием и призвали нанимать на работу темнокожих дизайнеров и консультироваться с ними, чтобы в следующий раз не попасть впросак с таким оригинальным решением.
В 2018 году отличилась и Prada, поместившая на витрину в торговых центрах Нью-Йорка карикатурные фигурки темнокожих людей с гигантскими красными губами, напоминающих обезьян. В публичном заявлении компания приносила извинения и убеждала публику, что
никогда не думала высмеивать темнокожих людей, а фигурки — это фантазийные объекты, не имеющие ничего общего с реальностью — никаких прототипов, а любое сходство не предумышленно.
В том же 2018 году Dolce&Gabbana даже пришлось отменить участие в Шанхайской неделе моды после скандальной рекламы, которая оскорбила китайских звезд и пользователей соцсетей. В ролике азиатская девушка была показана за неуклюжим поеданием итальянской пиццы и пасты китайскими палочками. Извинения тогда принесли и Дольче, и Габбана, раскаявшиеся в недопонимании китайской культуры и уверявшие, что «такое больше не повторится».
Однако не все модные дома извлекли уроки из печального опыта коллег. На прошлой неделе итальянский бренд Marni разместил расистскую рекламу, в которой темнокожие девушки были запечатлены в цепях у ног светлокожих «хозяев». Пользователи соцсетей тут же пригвоздили рекламу за «худшую репрезентацию темнокожих глазами белых», вынудив бренд удалить ролик из интернета.
Единственным выходом из этой ситуации взаимного культурного недопонимания авторы письма видят назначение на руководящие должности в модных домах темнокожих специалистов или хотя бы консультантов по вопросам расовой толерантности. Чтобы не допускать таких репутационных потерь и ошибок в дальнейшем, необходимо иметь внутри компании людей, которые могли бы сразу сказать, какая продукция или реклама потенциально вызовет скандал и недовольство темнокожих клиентов.
«Я знаю, что расизм — самая неудобная тема в Италии, — рассказала дизайнер Стелла Джин в интервью The Guardian. — Но, поверьте, не менее неудобно быть единственным темнокожим дизайнером в индустрии, где превалируют белые. Мы все согласны, что единственный способ побороть проблему — это, для начала, признать ее».