Культ дерева и плоский юмор: чем занимаются подростки в сети

Что показывают подростки в TikTok и чем это может напугать

Алиса Ардовская
Depositphotos
Платформа TikTok, которую грозит запретить в США Дональд Трамп, бьет по росту популярности остальные соцсети. Выкладывать фото в Instagram* или вести словесные баталии в Twitter — это вчерашний день, самое актуальное противостояние идет в TikTok. И передача данных китайским властям ни при чем: главное, что можно узнать в TikTok, — это что творится в душе или в комнатах подростков. Как они сражаются друг с другом при помощи роликов и страшных звуков — в материале «Газеты.Ru».

За последний год TikTok стал одной из самых популярных интернет-площадок. Ежедневно его посещают более 800 млн пользователей — чтобы посмотреть короткие видео, в которых пользователи самовыражаются, развлекая публику. Или пугая — многие заблуждаются, полагая, что могут найти только видео симпатичных молодых девушек, танцующих под треки известных исполнителей. На самом деле контент там самый разнообразный, от социальных роликов до аморальных шуток и рецептов стеклоомывателей.

Сейчас выделяют две основные стороны TikTok — Straight и Alt (или Deep) TikTok. Это противоположные миры, существующие на одной платформе.

Всем на радость

Straight TikTok — популярная сторона, которая создает у непосвященного человека впечатление, будто платформа существует для коротких милых роликов, где люди, в подавляющем большинстве молодые, пляшут и смеются. Лицом Straight TikTok стал американский The HypeHouse — объединение 19 молодых блогеров, которые заселились в съемный особняк в Лос-Анджелесе, чтобы вместе снимать видео. Основателем The HypeHouse стал Томас Петру, возраст участников группы — от 16 до 23 лет. Жизнь их можно сравнить с реалити-шоу «Дом-2», так как без ссор и интриг проект не обходится, однако разногласия возникают на почве денег и авторских прав.

Группа создает развлекательный контент — танцевальные ролики, в которых взаимодействуют все участники объединения. Кроме того, они ведут свои блоги и на других платформах, в основном это Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и YouTube. Сейчас аудитория The HypeHouse составляет почти 18 млн подписчиков.

Российским аналогом The HypeHouse считается DreamTeam House, его аудитория — 5,1 млн человек. В отличие от американского хауса, ребята разбавляют контент опросами своих участников, снимают юмористические видео и приглашают сняться в своих роликах звезд русского шоу-бизнеса. Кроме того, они сотрудничают с разными брендами и рекламируют их продукцию, призывая торопиться за чипсами или газировкой в ближайший супермаркет — чего не делают американцы.

Кроме продукции хаусов, в Straight TikTok можно увидеть ролики на остросоциальные темы, видео наподобие вайнов (смешных коротких видео), основу которых часто составляет плоский юмор. В последние несколько месяцев самой популярной темой для социальных роликов стало движение Black Lives Matter.

Глубже в лес

Alt TikTok — полная противоположность «стрейту». Отличить ролики этого направления легко по картинке: если для «стрейтов» важно показать аудитории свою красивую и успешную жизнь, то для «альтов» TikTok — это место, где они могут быть самими собой, например, красить своему дедушке ногти красным лаком, хвастаясь, что он сам попросил.

Фокус в Alt TikTok — на аморальных шутках, абстрактных и одновременно нагнетающих страх звуках, произвольном использовании фильтров и комментариях-копипастах.

Но это лишь бросающееся в глаза признаки. Большая часть альт-тиктокеров снимает видео, не придерживаясь какой-то определенной стилистики, но в отличие от «стрейтов» они выглядят более ярко, а записывая разговорные видео они не стесняются в выражениях. Очень часто внешне они могут напоминать представителей субкультур 00-х годов. В своих видео они не всегда концентрирует внимание на себе — чаще всего они подробно снимают дизайн своей комнаты, акцентируясь на деталях, которые важны именно для них или идее, которой посвящено видео.

Многие альтернативные тиктокеры поклоняются деревьям, посвящая им целый ряд видео, в которых снимают растения во всевозможных ракурсах и накладывают массу фильтров.

До сих пор непонятно, откуда берет начало древесный культ, но большая часть видео, посвященная деревьям, снята под звук из «Голодных игр» и сопровождается фразой «Are you, are you, coming to the tree» («Идешь ли, идешь ли ты к дереву»).

«Стрейты» против «альтов»?

Нельзя сказать, что стороны откровенно воюют между собой, но непринятие и недопонимание все же есть, что можно легко объяснить противоречием стилей. Одни считают, что все должны видеть их в качестве примера для подражания, красивыми веселыми и успешными. Другие пытаются донести до зрителя свои темные стороны души, которые в реальной жизни выставлять напоказ, по их мнению, было бы попросту неуместно. Другими словами, «альты» пытаются быть открытыми и честными со зрителями, что не встречает понимания у «стрейтов».

На практике ребята, представляющие альтернативную сторону, часто подшучивают или едко высказываются в формате роликов в сторону «стрейтов». Те, как правило никак не реагируют или отшучиваются, хотя своим поведением дают понять, что все же такие высказывания их несколько задевают.

При этом многие ребята из Straight TikTok для охвата большей аудитории используют звуки и тренды, которые популярны у «альтов». Однако передать атмосферу, которую несет в себе Alt TikTok, у них не получается, что вызывает только насмешки с альтернативной стороны.