Модный дом Balenciaga обвинили в том, что он крадет идеи начинающих дизайнеров. Выпускница колледжа моды из Берлина рассказала в своем Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), что «пришла в ярость и потеряла дар речи», обнаружив, что бренд выложил в соцсети рекламный снимок, на котором изображен мотобайк, завешанный разными предметами одежды. Дело в том, что именно такие фотографии входят в ее дипломный проект.
Молодая дизайнер из Вьетнама Тра Ми Нгуен посвятила свою дипломную работу жизни Вьетнама, где, как и в других странах Юго-Восточной Азии, на мотобайках часто перевозят самые неожиданные вещи, вплоть до керамической посуды или клеток с курами. Тра Ми Нгуен посвятила свой проект женщинам, управляющим во Вьетнаме этим видом транспорта наравне с мужчинами и часто укутывающимся в цветастые одежды по самые глаза, чтобы защититься от пыли.
В своем посте в Instagram начинающая модельер объяснила, что у нее дважды просили портфолио агенты по подбору персонала Balenciaga, когда ее работа представлялась на выставке Берлинского университета искусств. Девушка опубликовала скриншот письма из модного дома, датируемого октябрем, в котором его представители просят у нее портфолио под предлогом того, что подбирают стажеров.
После того, как девушка ответила и отправила снимки — в том числе, и фото задрапированного мотобайка, — ответа она не получила. Разрешения воспользоваться ее идеей у нее также не спросили.
Теперь Тра Ми Нгуен обвиняет крупный модный дом, основанный испанским модельером Кристобалем Баленсиагой в 1919 году, в «краже, присвоении присвоении и коммерческом использовании идей человека с небелым цветом кожи». «Я вам не мудборд!» — написала она в Instagram-сториз и потребовала, чтобы бренд извинился и удалил снимок, в котором используется позаимствованная у нее идея.
Модный дом пока не комментировал ситуацию, хотя к нему уже обратились с соответствующим запросом CNN. В своем письме изданию дизайнер заявила, что хотела рассказать людям об «использовании творческой молодежи» — особенно темнокожих, представителей коренных народов разных стран или выходцев из Азии.
«[Модные бренды] не только воруют творческие идеи студентов и их интеллект, но ожидают, что те будут работать бесплатно в качестве стажеров». По словам начинающего дизайнера, «систематическая эксплуатация» стала нормой в индустрии моды. Для самой же Тра Ми Нгуен с мотобайками связана очень личная история, поскольку ее мать продала это транспортное средство, чтобы переехать в Германию. «Я чувствую себя преданной и оскорбленной, потому что это часть моей культуры, это художественный процесс, а не случайно выбранная модная эстетика, на которой можно заработать», — заявила модельер и добавила, что такие поступки для бренда типичны.
Действительно, уроженец Грузии Демна Гвасалия, креативный директор бренда, напрямую говорил, что в использовании эстетики различных культур не видит ничего плохого — и не считает это апроприацией, то есть присвоением.
Но если эстетика постсоветского пространства 90-х годов, которая в его коллекциях явно прослеживается, претензий не вызывает — поскольку это часть собственной культуры Гвасалии, — то другие его дизайнерские решения уже вызывали протест.
Так, в 2017 году Balenciaga выпустили сумку, которая выглядела точь-в-точь как синяя сумка для покупок Ikea. В том же году рэпер и коллекционер Swizz Beatz обвинил модный дом в том, что он использовал дизайн логотипа рекорд-лейбла Ruff Ryders, основанного тетей и дядей рэпера, и тогда же в прессе активно сравнивали логотип избирательной кампании Берни Сандерса и принты на вещах модного дома, хотя сам Демна Гвасалия отрицал на конференции Vogue «Будущее моды», что вдохновлялся соперником Хиллари Клинтон на праймериз в США 2016 года.
В 2019 году в интервью изданию Women's Wear Daily Демна Гвасалия сказал, что апроприация — это «просто громкое слово, которым все бросаются направо и налево, но на самом деле никто не знает, откуда оно взялось и зачем». Он заявил, что не был первым, кто использовал готовые идеи, и сравнил себя с французским художником Марселем Дюшаном, первым воспользовавшимся техникой реди-мейда, когда готовые объекты помещают в художественную среду и превращают в произведение автора, и в 1917 году прогремевшим со своей скульптурой «Фонтан», представлявшей собой обычный писсуар.