«Особенный вайб»: за что в мире любят российских дизайнеров

Как виртуальные недели моды помогают открывать новые имена

Wikimedia Commons
Виртуальные недели моды, на время режима самоизоляции ставшие единственной возможностью для дизайнеров заявить о себе, сыграли на руку молодым, малоизвестным творцам из российской глубинки: с помощью онлайн-трансляций они получили доступ к мировой аудитории и набрали рекордное количество просмотров. Как виртуальные показы позволяют фэшн-критикам искать новые таланты, разбиралась «Газета.Ru».

Во время карантина все модные показы переместились в онлайн-формат: профессионалы индустрии спорят об эффективности такой модели и считают ее временной альтернативой, которая пропадет за ненадобностью, когда режим самоизоляции в мире закончится и все придет в норму. Тем не менее для молодых, начинающих дизайнеров такие показы — хороший шанс заявить о себе и выйти на аудиторию, которая попросту не собралась бы ради них в условном Манеже, да и приехать туда смогли бы из своих городов далеко не все дизайнеры.

«Что касается онлайн-показов — понятно: они никогда не заменят живое шоу, но в нынешней ситуации они оказались единственным выходом, что странным образом уравняло в правах и самых известных, и совсем начинающих, — считает модный критик Ольга Михайловская, руководитель программы Национальной палаты моды Global Talents, обозреватель моды в Vogue Russia. — И конечно, именно для начинающих это отличный способ привлечь к себе внимание».

Чтобы зарекомендовать себя среди фэшн-истэблишмента, молодому дизайнеру из глубинки уже не нужно пробиваться и ехать в Париж на Неделю моды, чтобы показать там свою коллекцию: достаточно прислать фото и видео работ, а дальше талант сам привлечет заинтересованную публику.

С одной стороны, расширяются границы и снижается порог входа в модную индустрию для представителей из разных уголков мира и социальных слоев, недели моды становятся демократичнее, с другой стороны, повышается конкуренция: причем молодые сразу попадают в одно поле со взрослыми, заслуженными дизайнерами.

Трансляции Global Talents Digital, российского онлайн-мероприятия, посвященного именно начинающим дизайнерам со всего мира, по данным организаторов, посмотрели в 80 странах. А весеннюю виртуальную Mercedes-Benz Fashion Week Russia посмотрели более 830 тыс. зрителей по всему миру.

«Это очень большой охват, — пояснил Александр Шумский, глава Национальной палаты моды. — Однако просмотры — это только полдела. Важно сфокусировать внимание СМИ на участниках. В интернете проходит много виртуальных показов, новые ролики выходят каждую минуту — количество контента запредельное, поэтому вторая половина успеха любого проекта заключается в том, как много и качественно написали об участниках».

По итогам Global Talents Digital в российских и зарубежных СМИ вышло более тысячи публикаций, не считая социальных сетей. «Редкое онлайн-мероприятие в мире может продемонстрировать такую эффективность, — добавляет Шумский. — В мире интерес к новой моде и молодым брендам высокий, но его сложно аккумулировать без тщательной работы с контентом, с участниками, и практически нельзя — без создания события. При этом онлайн-трансляции в рамках больших проектов — хороший способ выйти за пределы страницы в социальных сетях».

Журналисты иностранных изданий с интересом следили за Московской неделей моды и до пандемии. По словам Шумского, в Москву каждый год приезжает до 100 иностранных журналистов в сезон: это и глянцевые, и концептуальные, и бизнес-издания. Многие из наших дизайнеров, кто принимал участие в Неделях моды, стали известны в мире именно потому, что иностранные журналисты приезжали в Москву на Mercedes-Benz Fashion Week Russia и писали о них, считает Михайловская. При этом участие принимают не только российские бренды, но и молодые дизайнеры из Европы, Азии и США.

В Москве онлайн-трансляции для журналистов, которые не смогли приехать лично, проводятся еще с 2012 года.

Так, к примеру, внимание к себе привлекли дизайнеры Рома Уваров и Оля Костерина. «Рома в своих коллекциях рассказывает очень российские истории, но при этом создает одежду, которую можно носить и в которой можно жить в современном мире, — отмечает модный эксперт. — Оля Костерина делает очень романтичные вещи, в них есть ясные отсылки к устарелой униформе, школьной форме, одежде сестер милосердия, но это также абсолютно современные вещи».

По словам самого Уварова, он никогда не стремился делать что-то специально, чтобы добиться известности. «Для нас всегда было важнее делать то, что мы хотим, и так, как мы это видим, сохраняя наш особенный вайб, — пояснил дизайнер. — Мы начинали с показов в Краснодаре для локальной тусовки, и уже тогда про нас писали многие СМИ, но затем случилось участие в Неделе моды, где про нас узнала уже совершенно другая аудитория как в России, так и за её пределами. Про нас стали писать многие ведущие западные СМИ, о которых многие локальные марки могут только мечтать».

Причина такого успеха кроется также в тренде на устойчивость, который органичен для коллекций и идеи бренда Уварова. «Для меня мода — это не только необычный концепт и сменяемость сезонов, это формирование потребностей, внутренних убеждений, постулатов и приоритетов, — рассказал дизайнер. — Это очень важный мой приоритет, я сам придерживаюсь таких же принципов: находить прекрасное во всем, давать всему вторую жизнь, пытаться всё перерабатывать и использовать снова и снова».

По его словам, больший интерес бренд Уварова изначально вызывал как раз у западной прессы, а только в последние месяцы пандемии его творчество привлекло особое внимание российских СМИ.

«Среди наших клиентов довольно большой процент иностранцев, которые каждый сезон преданно покупают и носят с любовью нашу одежду»,

— уточняет дизайнер.

До эпохи онлайна и существования Московской недели моды завоевать популярность на Западе было труднее, но и тогда российским дизайнерам было что показать зарубежным журналистам. Впрочем, успех в те времена, как и сейчас, зависел не только от таланта, но и от случая, от удачи.

«Во время работы на экспериментально-технической швейной фабрике в городе Бабушкин я показал свою коллекцию рабочей одежды для сельских женщин: яркие цветные телогрейки, валенки, расписанные гуашью, и юбки, сшитые из павловопосадских платков, — вспоминает дизайнер Вячеслав Зайцев. — На том совещании оказался журналист Paris Match. Он сделал обо мне репортаж, который был опубликован сначала во французском журнале под заголовком «Он диктует моду Москве», а потом перепечатан в прессе разных стран».

После этого к Зайцеву стали наведываться представители других западных журналов, а через некоторое время в Москву лично приехали французские модельеры Пьер Карден и Марк Боан, работавший для модного дома Christian Dior — изъявили желание встретиться с необычным советским дизайнером. После демонстрации коллекции «Русская серия» в Париже в 1988 году, на показе, организованном модельером мадам Карвен, Зайцеву было присвоено звание Почетного гражданина города Париж за вклад в мировую моду.

«Тогда я стал первым лицом российской моды, — поясняет Зайцев. — Постоянное участие в Неделе моды в Манеже мне также дало большие результаты. Регулярные показы с каждым разом увеличивали охват аудитории, иностранные журналисты и гости посещали показы каждый сезон.

За последние годы появилось много новых имен, некоторые шли по моим стопам — потенциал в России огромный. Каждый сезон Неделя моды включает в расписание и молодых дизайнеров, и различные выпускные коллекции».

Поскольку теперь показы доступны онлайн, у дизайнеров появились новые возможности, считает модельер: их больше, чем в его время. Однако обойтись без привычных показов невозможно, уверен Зайцев: «Это как поход в театр — можно посмотреть постановку, но ничто не заменит эмоций для зрителя и настоящих оваций, которые являются признанием для артиста».