В США начали хоронить фитнес-центры из кирпича и бетона — на фоне пандемии COVID-19, когда тренажерные залы оказались закрыты, люди устремились на онлайн-платформы, позволяющие полноценно заниматься спортом дома. Владельцы цифровых проектов, запущенных еще несколько лет назад, празднуют всплеск популярности и рост доходов — однако самоизоляция добивает фитнес-индустрию в том виде, в котором она существовала долгое время, с тренажерными залами, живыми товарищами по борьбе за красивое тело и тренерами, которые переводят тебе плечо в нужном направлении.
Еще 40 лет назад, в 80-е, видеоуроки по аэробике популяризировала Джейн Фонда. Теперь в США набирают популярность высокотехнологичные компании, предлагающие вместе с «удаленными тренировками» еще и оборудование. Это, например, Mirror, продающая клиентам целую установку из «зеркала» в виде LCD-экрана, камеры, микрофонов и колонок, которые позволяют полноценно общаться с тренером на расстоянии, или Peloton, где можно приобрести велотренажер или беговую дорожку с экраном, откуда тебя будет подбадривать тренер.
Пока диджитал-фитнес фиксирует скачок продаж (например, у Peloton, согласно изданию Business Insider, за последние три месяца продажи выросли на 66%), обычные фитнес-центры терпят убытки. Некоторые уже запустили процедуру банкротства — в частности, одна из крупнейших сетей фитнес-центров в США 24 Hour Fitness. Как сообщает издание Venture Beat, компания объявила, что закроет 100 из своих 420 клубов, оставив около 1 млн клиентов искать новые возможности для занятий спортом. В мае заявила о банкротстве сеть Gold's Gym, в июне в компании Town Sports, владеющей несколькими сетями, сообщили, что процедура может быть запущена в ближайшее время.
Venture Beat винит в этом миллениалов, родившихся после 1981 года, и зумеров, появившихся на свет уже после 1997-го: мало того, что иметь дело с высокими технологиями им проще, чем тем, кто постарше, — они еще и не хотят привязываться к определенному клубу и расписанию, которому придется следовать, как только ты купишь абонемент. Нельзя сказать, что пользоваться высокотехнологичными фитнес-услугами дешевле, чем работать с тренером, — например, тот же тренажер Peloton обойдется в $2000, а вдобавок придется подписаться на программу тренировок.
Однако чувство, что тебя не обязывают брести в тренажерный зал со спортивной сумкой, становится конкурентным преимуществом.
В России, где фитнес-центры со снятием ограничений из-за пандемии коронавирусной инфекции начали постепенно открываться, хотя и с оговорками в сторону требований Роспотребнадзора, масштаб бедствия еще предстоит оценить. Но уже с конца марта деятели фитнес-индустрии готовились к худшему и требовали поддержки у государства.
В конце марта предприниматели в сфере фитнес-индустрии и организаторы спортивных соревнований направили письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой поддержать отрасль. Они просили отсрочить арендные платежи и предоставить сотрудникам фитнес-центров и спортивных клубов ипотечные, кредитные и налоговые каникулы. «Фитнес — низкомаржинальный бизнес. Два-три месяца простоя смогут пережить не все. Мы готовимся к тому, что после карантина лишимся от 40 до 50% клиентов», — объяснил тогда директор по развитию отраслевого решения «1С: Фитнес клуб» Руслан Микитюк «Федерал Пресс».
Чуть позже, в начале апреля, отдельное письмо на имя первого вице-премьера Андрея Белоусова отправила президент сети фитнес-клубов World Class Ольга Слуцкер — об этом в начале июня рассказало издание Baza. Слуцкер сообщила, что компания находится на грани банкротства — и уточнила, что «на сегодняшний день World Class является крупнейшей фитнес-компанией, которая оперирует 50 собственными и 50 франчайзинговыми клубами». По ее словам, почти 6 тыс. сотрудников продолжали получать зарплату во время вынужденного простоя из-за пандемии, но все это — за счет кредитных средств, так что основательница World Class попросила включить ее компанию в число системообразующих и помочь выплачивать зарплату и платить аренду.
Слуцкер подтвердила Forbes, что обращалась с таким письмом, однако сказала: «Конкретно по этому письму мы помощи не получили». Тем не менее в конце апреля World Class вошла в утвержденный правительством список системообразующих компаний сферы физкультуры и спорта — наряду с компаниями «Мегаспорт», «АЛЕКС ФИТНЕС», «Дон-Спорт», «Фитнес Холдинг», «X-FIT», «С.С.С.Р.», «Зебра», а также «Национальным центром параолимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов».
В начале июня стало ясно, что пандемию не пережили 15-20% фитнес-клубов — по крайней мере, в Москве, где они открылись 23 июня.
«В Москве до пандемии работало 1800 фитнес-объектов (небольших студий и мультифункциональных комплексов), в которых было трудоустроено более 75 тыс. сотрудников. Остановку деятельности не пережило 15-20% рынка», — рассказала ТАСС президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России Ольга Киселева.
По словам Киселевой, проблема в том, что отрасль живет за счет оборотных средств, а продаж в марте не было совсем. «Известия» же дали совсем пессимистичный прогноз президента ассоциации — Ольга Киселева призналась, что к началу 2021 года с рынка фитнес-услуг могут уйти около 70% участников. Даже если россияне захотят отказаться от онлайн-тренировок, которые, как уже признавались «Газете.Ru» тренеры, перешедшие в самоизоляции в онлайн-режим, еще не совсем привычны, идти будет уже некуда — клубы не справятся с новыми санитарными нормами, которые требуют новых вложений.