«Звонили и угрожали»: салоны красоты возвращаются к работе

Стричься в маске: как пандемия изменила работу парикмахеров

Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»
С 9 июня в Москве возобновили работу салоны красоты и парикмахерские, студии маникюра и барбершопы. Люди, заросшие за три месяца самоизоляции, устремились к мастерам наводить красоту и принимать человеческий вид. Однако процесс стрижки уже не тот, что раньше. Как пандемия изменила работу парикмахеров и станут ли теперь услуги по уходу за собой домашними — в материале «Газеты.Ru».

Снять маску и отдышаться

Открытие парикмахерских в столице не означает, что москвич теперь в любой момент может явиться в салон. Нужно обязательно записываться — и это уже оказалось первой неожиданной проблемой для салонов красоты. В первый день работы московских парикмахерских владельцы жаловались на пенсионерок, которые не привыкли записываться по телефону заранее и по старинке толпились в очереди у входа, не соблюдая правила социального дистанцирования.

Сейчас очередей в барбершопы и парикмахерские не видно — люди, которым нужно было срочно привести себя в порядок, сделали это первыми, и теперь доходят те, кто в состоянии запланировать визит к мастеру и дождаться назначенного часа. К тому же, сейчас многие уехали из города на дачу и не успели вернуться, так как еще не вышли на работу или остались на удаленке. Не возобновилась светская жизнь — все вечеринки на паузе, так что укладка и макияж для светских раутов не в фаворе.

Однако в помещении любого салона все-таки есть разметка и те, кто приходит заранее, вынуждены «погулять пять минут», чтобы не нарушать дисциплину.

В парикмахерской, в которую заглянула корреспондент «Газеты.Ru», мастера носят маски, но не защитные фартуки и перчатки — по их словам, работать в полной амуниции жарко и неудобно. Как рассказал Дмитрий Оськин, топ-стилист, сооснователь студии First Hairservice, мастерам приходится выходить на улицу, чтобы снять маску и отдышаться, а заставлять сотрудников носить шапочки, перчатки и халаты в тридцатиградусную жару просто негуманно.

Клиентам тоже рекомендуют надеть маску, но заставлять не будут — все на ответственности самих посетителей. К слову, стричься в маске оказывается не так уж сложно, даже удобно, ведь маска защищает от попадания волос и средства для укладки в рот и в нос. В остальном никакой разницы в посещении салона до и после карантина нет — стрижка по записи и раньше была в ходу, особенно в дорогих салонах.

«В салоны высокой категории никогда не стояла очередь на улице, — пояснил Оськин. — Это осталось только в парикмахерских эконом-класса.

Мы же всегда делали перерыв на то, чтобы привести рабочее место в порядок. Только моем поверхности теперь не простой водой, а дезинфицирующим средством, делаем кварцевание помещений».

Выжили в самоизоляции

По словам Оськина, парикмахеры уже были морально готовы к работе хотя бы в таких условиях, потому что за три месяца самоизоляции устали сидеть дома и ждали момента, когда им наконец-то разрешат заняться делом. Во время простоя некоторые клиенты даже звонили и угрожали, что перейдут к другим мастерам, если те не постригут их в домашних условиях или тайно, но добросовестные и законопослушные парикмахеры не шли на это, тогда как некоторые более жалостливые и материально заинтересованные владельцы салонов открывали свои заведения подпольно в обстановке строжайшей секретности, а парикмахеры выезжали на дом к клиентам, подвергая опасности и себя, и их.

«Их можно понять — два с лишним месяца сидеть без работы тяжело не только в плане финансов, но и морально, — считает Дмитрий Оськин. — Изо дня в день ты трудишься, входишь в определенный ритм, а потом лишаешься практики на непонятный срок». Действительно, деятельность парикмахеров, в отличие от ресторанов и фитнес-клубов, нельзя перевести в онлайн-формат — у оставшихся без работы мастеров не было возможности себя занять.

Однако некоторые парикмахеры за время самоизоляции все-таки перешли в онлайн и давали консультации по поводу стрижки и укладки или руководили невестами в сооружении хитрых свадебных причесок. Популярностью пользовались и соответствующие видеоблоги. По данным маркетплейса Price.ru, тренд последних месяцев — так называемое бьюти-такси. Спрос на услуги «салона красоты в машине», где можно сделать маникюр или стрижку, вырос в период пандемии на почти на 14.000%, тогда как интерес к маникюру в стационарном салоне, напротив, снизился на 20%, как и спрос на аренду кабинетов в парикмахерских и салонах красоты.

При этом самоизоляция надоумила людей учиться делать некоторые косметические процедуры, в том числе стричься, самостоятельно.

«Количество запросов на обучение стрижке под машинку выросло на 228%. Это объясняется тем, что люди учились постригать членов своих семей по видеоурокам»,

— комментирует статистику Елена Суховей, генеральный директор маркетплейса Price.ru изданию Retail&Loyalty.

Обучение маникюру в домашних условиях, тем не менее, не пользовалось популярностью. Количество таких запросов за время карантина снизилось на 38%. Людей больше интересовало, как безболезненно и с наименьшим вредом для здоровья снять гель-лак и стразы с ногтей, а также сделать увлажняющую маску для лица — спрос на рецепты таких масок вырос на 1700%. По словам мастера по маникюру из Подмосковья, которая была бы рада продолжать работать на карантине, но ее клиенты разъехались, «они не ходили налево» к другим мастерам, а «самостоятельно дома снимали шеллак кухонным ножом». К счастью для них, все закончилось благополучно.

Сейчас стилистам приходится решать проблемы, которые их клиенты создали сами себе на карантине. Некоторые девушки, по словам Дмитрия Оськина, умудрились испортить себе волосы домашней стрижкой и окрашиванием. «На голове можно натворить много делов, так что мастеру потом придется исправлять — это будет дорого, долго и проблематично», — признался стилист.

Что будет дальше

Укладку каждый человек способен научиться делать самостоятельно, считает эксперт — теперь он предлагает лишний раз подумать, прежде чем обращаться к мастеру. «Не нужно лишний раз идти за укладкой в салон красоты. Мы сами учим своих клиентов, как в домашних условиях заплести косу и уложить волосы, не говорим, что без нас ничего не смогут сделать, а объясняем, какими способами и инструментами нужно пользоваться. А если что-то не так, то я всегда подкорректирую», — добавляет Оськин.

И все же услуги косметологов и парикмахеров в России никогда не утратят популярность, так как в нашей стране среди женщин распространен «бум и культ красоты», считает Оськин. Помимо доступности многих услуг, представленных в разном ценовом сегменте, важен психологический аспект в виде общения с мастером по маникюру или стилистом-парикмахером, консультации, обучения и ухода — чувства, что кто-то занимается твоей внешностью.

«Это тонкий психологический момент — на карантине всем хотелось пойти постричься, что-то с собой сделать, — поясняет Оськин. — Обстановка нагнеталась тем, что смотря на себя в зеркало люди видели неухоженного человека».

Как же радовали себя люди в самоизоляции? Согласно данным маркетплейса Price.ru, коррекция бровей и косметология на карантине стали менее популярны на 36% и 25% — люди делали все сами либо не делали вообще. Также вполовину упал спрос на биоревитализацию, традиционно одну из самых популярных косметологических процедур — омоложение кожи с помощью введения гиалуроновой кислоты. Эпиляцией в России стали интересоваться на 31% меньше, чем весной 2019 года. Также снизилось количество запросов на наращивание ресниц, балаяж, биозавивку и выпрямление волос.

По мнению Анастасии Бишаровой, кандидата медицинских наук, эксперта косметологической компании BABÉ Laboratorios, этим летом не будут популярны шлифовки, пилинги и эпиляция. «Люди будут осторожно относиться к нечастым, но дорогостоящим процедурам, которые требуют значительных финансовых вложений — многим это стало не по карману», — прокомментировала косметолог в беседе с «Газетой.Ru».

Она полагает, что будут востребованы процедуры, направленные на поддержание красоты и здоровья кожи: биоревитализация, процедуры с гиалуроновой кислотой, а также массажи. «Акцент сейчас приходится на уходовую косметику, которую можно приобрести в аптеках и которой в последнее время стали больше доверять. Популярностью будут пользоваться влагостойкие солнцезащитные кремы и лосьоны, мицеллярныe очищающие средства, а также по-прежнему будет высоким интерес к средствам гигиены, особенно к уходовым гигиеническим средствам, созданным для чувствительной или сухой кожи», — поделилась Бишарова.

Она советует использовать масляное мыло, увлажняющий гель для рук и тела: они очищают и в то же время деликатно заботятся о коже.

«Бьюти-индустрии не стоит сильно волноваться за свое благополучие, — считает эксперт. — Она не пострадает так, как другие сферы бизнеса. Люди уже привыкли ухаживать за собой, им хочется быть свежими, молодыми и красивыми».