В Китае из-за пандемии курьеров заменили роботами: в городе Нанкине в разгар эпидемии новой коронавирусной инфекции еще в феврале доставку товаров к сидевшим на карантине жителям поручили аппаратам, которые могли составлять маршрут доставки, пользоваться лифтами и обходить препятствия. Это оказалось спасением, поскольку из-за жестких ограничительных мер входить в микрорайоны не было позволено даже курьерам.
Пандемия коронавирусной инфекции подстегнула интерес в предприятиях сферы обслуживания к аппаратам, которые могут обслуживать людей. Конкуренция с роботами грозит и остальным категориям персонала, работающего в тесном контакте с клиентами: горничным, швейцарам и официантам. По данным американского агентства Research and Markets, в 2019 году объем мирового рынка сервисных роботов превысил $17 млрд. В Японии, США и Сингапуре роботы заняты в гостиничном и ресторанном бизнесе уже несколько лет: они работают на ресепшн или в охране, приносят постояльцам багаж и ужин, убирают номера и помогают на кухне.
Рестораны из-за пандемии рискуют превратиться в столовые, где готовые блюда будут выставлены на охлаждаемых витринах или перемещаться от одного посетителя к другому по конвейерной ленте без участия людей. А живых официантов заменят дружелюбные на вид роботы. Рестораторам придется планировать помещения не только с учетом соблюдения дистанции между гостями, но и с учетом возможности перемещения таких роботов. Обычные двери придется заменить на автоматические, а вместо лестниц сделать траволаторы и лифты. Вместо комнаты отдыха для персонала и кухни с микроволновкой появятся «отстойники» для роботов — при строительстве отелей и существующих объектов нужно будет заранее предусматривать помещения, где роботы будут храниться и заряжаться до следующей рабочей смены.
Все это звучит как серия фантастического фильма о будущем, но это уже реальность. Китайская компания Keenon Robotics запустила производство роботов-официантов еще в 2016 году. Роботы Keenon используют для навигации как 3D-карты, так и специальные метки на потолках. Камера робота, направленная вверх, видит наклейку и направляет его по заданному маршруту. Роботизированные официанты умеют объезжать препятствия и останавливаться, чтобы не сталкиваться с людьми в зале ресторана.
Из 9000 роботов Keenon, которые работают по всему миру, 6000 уже задействованы в гостиничном и ресторанном бизнесе.
Keenon в Китае сотрудничает с такими сетями ресторанов, как Burger King и Haidilao. А недавно компания договорилась о создании бесконтактного ресторана с китайской службой доставки Meituan Dianping.
В Японии, мировом лидере по производству работотехники, в ресторанах для ускорения операций на кухне используют автоматизированную систему. С помощью нее готовят салаты, блюда из яиц, лапшу, делают суши. Первые такие аппараты предложила компания Suzumo: они выдают по 300 роллов в час.
Роботы не только помогают сотрудникам, но и претендуют на их рабочие места. Первую роботизированную гостиницу Henn na построили в 2015 году в японском тематическом парке Huis Ten Bosch. Теперь это сеть из 15 отелей, расположенных по всей Японии. Остановиться в такой гостинице не стоит бешеных денег, цена для Японии вполне адекватная. Создатели отеля планируют построить тысячу роботизированных гостиниц по всему миру.
Гостей в японском отеле встречает человекоподобный робот-ресепционист, внешне похожий на милую японку в белой форме.
Пока постояльцы регистрируются в системе на терминале, она поддерживает несложную беседу на японском. Для англоязычных гостей почему-то отвели робота в виде динозавра. Вещи до номера донесет робот-портье, а разложить их поможет робот-гардеробщик, который выглядит как металлическая рука. Убирают в номере роботы-пылесосы, а для желающих экскурсию по отелю проводит робот-экскурсовод. Даже в аквариумах в ресторане отеля плавают рыбки-роботы.
Технологии в этом отеле имеют не только развлекательный, но и вполне экономический и экологический характер. Так, вместо ключей в отеле используется технология идентификации лиц. Все электрические приборы энергосберегающие, а на крышах установлены солнечные батареи. Освещение в номере работает от датчиков движения. Работают в отеле и настоящие люди — они отвечают за безопасность, чтобы роботы не вышли из-под контроля. На всей территории гостиницы установлены камеры, которые позволяют следить за работой сотрудников, как живых, так и роботизированных.
В США многие отели используют роботов-посыльных. В гостинице Hilton McLean в Вирджинии робот-консьерж информирует гостей отеля об услугах и окрестностях.
На круизных лайнерах американской компании Royal Caribbean роботы-бармены наливают и смешивают напитки из 30 видов алкоголя.
Российские проекты также приобретают популярность на западных рынках благодаря демократичной цене и более удобному для европейцев интерфейсу, хотя 95% их компонентов импортируются. В России придумали робота-официанта и робота Пушкина, который с выражением декламирует стихи. А в прошлом году в парк-отеле Доброград под Владимиром появился робот-администратор: он запоминает лица, сканирует и заполняет документы, принимает оплату, выдает карты для доступа в номер, провожает постояльцев до номера, попутно поддерживая беседу.
В Москве уже есть роботизированная кофейня MontyCafе, в которой кофе готовит робот-бариста. А в 2021 году в Казани появится полностью роботизированный отель на 30 номеров. Его строительство финансирует российская компания Kravt Invest, а IT-подразделение компании Kravt Robotics — снабжает отель роботами собственного производства. Их аппараты смогут распознавать эмоции гостя по голосу и выражению лица, а также анализировать его предпочтения на основе прошлых визитов. В зависимости от этого они будут сами регулировать температуру и освещенность в номере, подавать чай или кофе, предлагать обед, а также услуги парикмахера и SPA. За барную стойку поставят робота-баристу, а в целях безопасности в гостинице будут дежурить роботы-полицейские. Присматривать за роботами все-таки будут штатные сотрудники.
Пока что такие роботизированные отели — частные случаи, но их становится все больше, и роботы будут постепенно внедряться в привычные нам сферы, заменяя людей, считает Валерий Кравцун, основатель Kravt Robotics. По пути автоматизации пойдет и сфера гостеприимства. Согласно исследованию PwC, доля рабочих мест с высоким риском автоматизации достигнет 30% к середине 2030-х годов.
«Один робот в гостинице способен заменить от двух до шести сотрудников, поскольку действует намного быстрее человека и работает круглосуточно, не отвлекаясь на обед и разговоры»,
— объясняет Кравцун «Газете.Ru».
«Подобные гостиницы есть в Австрии, Германии, Финляндии, Китае, США и в других развитых странах. Но пока это очень узкая ниша», — отметил директор по развитию Professional FM Александр Устинов в интервью «Известиям».
При этом официантов, горничных, кассиров и ресепшионистов ждет сокращение: живые контакты клиентов с персоналом уйдут в прошлое. И если сейчас роботы кажутся эксклюзивной дорогой игрушкой, то в будущем именно живые сотрудники будут считаться особенностью заведения. «В будущем места, где клиентов обслуживают живые люди, перейдут в категорию элитных: гостиницы, рестораны и салоны красоты будут заманивать этим посетителей. И цены там будут выше, чем везде, где работают роботы», — пояснил Кравцун.