Европейские рестораны открываются с определенными ограничениями и терпят убытки — по данным итальянской ассоциации владельцев ресторанов Fipe, в первую неделю после отмены режима самоизоляции выручка ресторанов составила только 30% от обычной. Низкий спрос связан с отсутствием туристов и слабой покупательской способностью самих итальянцев, оставшихся без доходов. Открылись не все: опрос показал, что в первый день смягчения карантинных мер открылась лишь половина баров, кафе и ресторанов, а 35% последовали их примеру через несколько дней. Кроме того, 11% владельцев предприятий общепита отложили открытие заведений до 1 июня, а 6% вообще не собираются этого делать, так как открывать залы и закупать продукты при низком спросе экономически невыгодно, да еще и приходится тратить бюджет на обеспечение санитарных норм, рассаживать и без того редких посетителей с учетом соблюдения социальной дистанции.
Рыбаки, которые раньше продавали рыбу в рестораны, не выходить в море не могут — май-июнь для них пик улова, который они должны собрать. В результате им приходится менять экономическую модель и подрабатывать курьерами — развозить рыбу клиентам на дом самостоятельно. Но даже в этом случае они теряют половину оборота, часть улова просто пропадает.
«Наши главные клиенты — это рестораны, которых мы лишились из-за карантина, — объяснил французский рыбак Луик Гурлауэн в интервью Euronews. — Остались частные покупатели, которые не могут выходить из дома — мы доставляем им рыбу на дом.
Утром выходим в море за рыбой, а после обеда её развозим. Рабочие дни получаются долгими».
С такой доставкой работать приходится с 4 утра до 9 вечера. Но иметь клиентов во время пандемии для рыбаков уже удача. Большинство рыбацких судов на Средиземном и Черном море вынуждены были прекратить любую работу, по данным Продовольственной организации ООН.
Из-за закрытия рынков, где большинство рыбаков сбывали улов, им разрешили торговать в портах. Те, кто не смог выходить в море, получили компенсацию. Однако те, кто может продолжать работу, предпочли выходить в море, а не ждать помощи от властей.
«Я весь март просидел дома, потому что был напуган, — рассказал Euronews Жером Боттеро, рыбак из французского Антиба. — Только когда я увидел, что число новых случаев в Антибе пошло на спад, я вернулся в море. Все равно стараюсь как можно меньше контактировать с окружающими, так что я ловлю рыбу, а мой коллега её продает».
«Тем, кто потерял оборот в марте, предложили субсидии: я подал заявку и мне их выплатили, — пояснил Дени Женовез, рыбак и президент комитета департамента Приморские Альпы по морскому рыболовству и морской аквакультуре. — Потом субсидии продлили на апрель, но я не стал претендовать на них, потому что кое-что всё-таки зарабатываю, даже если и меньше, чем обычно. Те, у кого вообще не осталось доходов, больше нуждаются в поддержке».
Другая проблема — хранение непроданной рыбы. В некоторых случаях ее можно замораживать, но тогда нужны площади под хранение. Спрос на свежую рыбу значительно упал. «Мы приостановили разведение рыбы, пока рестораны и рынки закрыты, — поделился с Euronews руководитель производства компании «Cannes Aquafrais» Гийом Жильбер. — Объемы производства сокращаются, чтобы плотность рыбы в загонах не превышала установленных рамок».
«Снижение производительности стоит денег., — добавил коммерческий директор фирмы Мишель Морагес. — Мы можем приостановить производство, но не надолго».
Кризис ударил и по заводам рыбной переработки. Фабрика «La Poissonnerie de Puget-sur-Argens» потеряла 80% оборота и работает при минимальной занятости — там готовят филе для суши-ресторанов, торгующих с доставкой на дом. «Большинство наших сотрудников отправлены в вынужденный отпуск — работать приходят только 5-6 человек в день, иногда на пару часов, иногда вообще не приходят, — прокомментировал ситуацию владелец предприятия Антони Гарнам. — Думаю, что даже после снятия карантина мы продолжим терять около половины оборота».
Часть нераспроданной рыбы бесплатно отправили в госпиталь, где ее приготовил шеф-повар Стефан Мисо. «100 человек смогут поужинать совсем как в моём ресторане — при этом не выходя из больницы, где они работают, — рассказал Мисо. — Мы видим настоящий прилив солидарности и поддержки со стороны рыбаков».