Во время пандемии коронавируса пользоваться общественным транспортом стало опасно — скученность людей в подземке и автобусе не позволяет соблюдать необходимую дистанцию и даже маска не гарантирует отсутствия контактов с бессимптомными носителями вируса.
Руководство стран, в которых уже снят режим самоизоляции, принимает меры по обеспечению безопасности в общественном транспорте. Так, на станции лондонского метро Илинг Бродвей ввели одностороннее движение пассажиров на вход и выход, а также установили тумбы с дезинфицирующим гелем. Пассажирам автобусов в Британии необходимо соблюдать правила социального дистанцирования.
На железнодорожных станциях с высоким пассажиропотоком увеличили количество сотрудников, которые регулируют передвижение людей. Обсуждают введение системы проверки билетов непосредственно на железнодорожных платформах, чтобы избегать очередей в кассу. Об этом Euronews рассказал Рассел Джексон, менеджер по железнодорожным перевозкам.
Тем не менее правительство Великобритании не советует людям пользоваться общественным транспортом, а рекомендует ездить на работу на своих машинах. При этом автомобилисты не торопятся следовать рекомендациям правительства и предпочитают общественный транспорт — из-за введения карантина в Лондоне плата за въезд в центр города значительно возросла.
Тогда власти предложили британцам добираться на работу на велосипеде — это и для здоровья полезно, и бесплатно. На оборудование велодорожек власти уже выделили 250 млн фунтов стерлингов.
Однако такой вид транспорта подходит не всем — далеко на велосипеде не уедешь, а Лондон — город большой. Те, кто живет в пригородах Лондона, добираются в центр на электричках. Чтобы ограничить пассажиропоток, власти объявили о повышении тарифов на железнодорожные перевозки. Ношение масок для пассажиров при этом не обязательно. Носить их велено только тем, кто направляется в Париж или Брюссель, либо приезжает оттуда.
«Если вы работаете на Eurostar, и обслуживаете пассажиров, направляющихся в Брюссель или Париж, вы должны носить маску, — объяснил Euronews Мик Кэш, генсекретарь Национального союза работников железнодорожного и морского транспорта. — То же касается и путешественников. Но как только вы сойдете с поезда — можете выбросить маску в мусорный бак и отправиться в Лондонский пригород без нее».
Во Франции правительство решило воспользоваться предлогом эпидемиологической безопасности для того, чтобы развивать культуру велотранспорта в стране — всем желающим обещали выплатить по 50 евро на ремонт велосипеда. А на поддержку популяризации велотранспорта в целом власти выделили €20 млн.
Этим вопросом занимается Элизабет Борн, министр комплексных экологических преобразований. По ее словам, эти деньги будут направлены на то, чтобы отремонтировать старые велосипеды, создать парковочные места в городах и приучить французов пользоваться велосипедом.
В такой реформе правительство Франции видит прежде всего решение задачи экологизации транспорта. Попытка пересадить французов на велосипеды, по мнению авторов проекта, позволит сохранить показатели, достигнутые за время карантина, когда транспорт перестал оказывать такое негативное влияние на загрязнение окружающей среды. К тому же общественный транспорт сейчас не может работать на полную мощность из-за мер социального дистанцирования, введенных для пассажиров автобусов, метро и поездов. Чтобы снизить количество автомобилистов, которые не смогут пользоваться более экологичным общественным транспортом, правительство обратилось к велосипедистам.
«Мы бы хотели, чтобы период выхода из карантина стал этапом развития культуры велотранспорта, а велосипед приобрел еще большую популярность, чем раньше», — заявила Элизабет Борн в интервью Parisien.
По словам министра, сейчас Франция отстает от других европейских стран, таких как Германия, Голландия и Дания в использовании велосипедов. Меньше половины поездок во Франции совершается на расстояние более 5 км. А министерство хотело бы, чтобы велосипед стал основным способом перемещения на дальние расстояния. Для этого оно собирается развивать соответствующую инфраструктуру и продвигать идею среди населения. По подсчетам властей, количество подержанных велосипедов во Франции составляет 30 млн, что вдвое меньше населения страны.
Аргументом в пользу велотранспорта стало и движение желтых жилетов, выступивших против повышения цен на топливо, а также частые транспортные забастовки во Франции. Велосипедистам нипочем забастовки, и цены на бензин их не касаются так остро.
Это решение имеет и логистические преимущества. В Париже велодорожки, достигая только 40% территории автодорог, могут уместить в два раза больше пассажиров, чем шоссе, в час-пик, а если количество велодорожек достигнет той же площади, что занимают автодороги, этот показатель вырастет в 4-5 раз, подсчитал инженер Доминик Риу.