Фотографы России на прошлой неделе обратились к правительству и лично президенту с просьбой о признании сферы их деятельности одной из наиболее пострадавших из-за пандемии коронавирусной инфекции. Соответствующая петиция была опубликована на сайте журнала «Российское фото», на данный момент под ней подписались больше 7 тыс. человек.
Зарабатывать фотографам сейчас не на чем — сложности возникают почти со всеми видами фотосъемки. «Основная проблема — у людей просто нет лишних денег и времени на это развлечение: кто-то в режиме экономии, так как остался без работы, кто-то спасает бизнес, кто-то так замучился с домашним обучением детей и прочим бытом, что ему не до фотосъемки», — жалуется «Газете.Ru» фотограф Елена Майорова.
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются фотографы, по словам Елены, стало домашнее заточение людей и закрытие салонов красоты.
«Люди дома заросли, потолстели, с них сошли ногти, загар и прочий лоск — многие так и говорят, что пока не придут в норму, не хотят попадать в объектив», — пояснила фотограф.
Большинство частных и портретных фотосессий сейчас отменены, а фотостудии — закрыты, при этом фотобизнес не введен в перечень отраслей, пострадавших от вируса. По прогнозам Елены, многие фотостудии, которые фотографы снимают на время съемки, после эпидемии и не откроются, потому что разорятся — им будет нечем платить за аренду. Другие фотостудии, чтобы наверстать упущенное, могут повысить цену почасовой аренды. Это значит, что фотографам придется брать с клиентов больше денег, которые не каждый готов платить.
В профессии останутся только известные фотографы, которых не разорит двухмесячный простой, а также начинающие, которые имеют сторонний заработок, а фотографией занимаются ради развлечения и не берут денег за свои услуги либо предлагают низкие цены, считает Елена Майорова. Остальным же придется искать иные пути заработка и уходить из профессии.
Фотограф Алиса Гокоева, которая занимается в основном студийной съемкой, рассказала «Газете.Ru», что все запланированные у нее фотосессии были перенесены или отменены, а новые она пока не назначает, так как не хочет никого подвергать опасности. «Сейчас меня спасает то, что я доделываю отснятые заказы и живу на гонорары, которые получаю по результатам этой работы, так как некоторые съемки были оплачены только частично еще до карантина», — пояснила фотограф.
По ее мнению, после выхода из карантина люди откажутся от фотосессий, которые не являются базовой потребностью. При этом даже на карантине некоторые фотографы продолжают проводить фотосессии онлайн в программах по видеосвязи Zoom и FaceTime. Алиса рассказала, что некоторые ее коллеги продолжают снимать в студии и у себя дома, приглашая моделей в гости, ведь контракты уже подписаны и фотографии должны появляться в модных журналах. «Я знаю, что люди и не прекращали снимать, максимально занижая цены, — отметила Алиса. —
Их, конечно, можно понять, потому что для большинства это единственный заработок. Но поток клиентов, безусловно, очень жалкий даже с минимальным прайсом».
«Многие снимают онлайн, но это, скорее, развлечение, нежели полноценная фотосессия — такие снимки смотрятся хорошо только на экране смартфона и напоминают мутные поляроидные карточки, — говорит Елена Майорова. — В этом есть свой шарм, это крутые воспоминания, но печатать такие снимки невозможно». По ее словам, модный и востребованный фотограф может брать за такую съемку от 5 до 7 тыс. рублей — в этом случае модель покупает, скорее, имя фотографа, поскольку сняться у многих известных фотохудожников за такие скромные деньги иначе невозможно. Она предполагает, что онлайн-съемки будут развиваться и после пандемии, поскольку, с технологической точки зрения это интересный феномен и некий новый жанр.
Из-за режима самоизоляции под вопросом оказались не только студийные, но и репортажные, уличные съемки, потому что все мероприятия отменены, а в городе ничего не происходит. «Отмены начались еще в начале марта, у меня слетели две конференции еще до официального объявления самоизоляции в Москве, — призналась Елена Майорова. — Более того, для внештатных фотографов, которые не работают на конкретное издание, существует проблема с получением пропусков — у них просто нет официального работодателя, чтобы выписать им разрешение на работу. Есть сервисы-агрегаторы заданий, которые высылают тем, кто на них зарегистрирован, формальные бланки с разрешением «на работу по заданию», но я не знаю, как полиция на них реагирует».
Фоторепортер Тимур Ханов, который числится в штате СМИ, получает минимальную зарплату, даже несмотря на вынужденный простой из-за отмены мероприятий. Частные заказы он исполнять не может.
«Люди просто опасаются: еще в феврале заказчик побоялся, потому что я кашлял, хотя это было остаточное явление от простуды, не имеющее к коронавирусу никакого отношения», — посетовал Ханов.
По словам фотографа, выходом может стать платная обработка чужих фотографий, продажа снимков через фотобанки в интернете. При этом петицию к правительству Ханов считает бессмысленной затеей, так как большинство фотографов работает «вчерную» и на поддержку государства рассчитывать не может. «У меня есть ООО, но я через нее проводил мало заказов, поскольку налогообложение сжирает все», — подчеркнул он. Ханов считает, что сейчас многие фотографы разъедутся из Москвы по домам, в регионы, или отправятся в деревню, где можно прожить на накопленные сбережения и скромные доходы от обработки фотографий.
Фотограф отметил, что в интернете уже появилось много объявлений о продаже фотостудий под ключ, что говорит о невозможности нынешних владельцев поддерживать их на карантине. По словам Тимура, это довольно большие помещения с высокой стоимостью аренды и дорогим ремонтом. При этом студийного оборудования и дорогой фототехники в продаже не появилось — фотографы еще не начали распродавать свое имущество, — но Тимур ожидает, что это скоро случится. В петиции отмечается, что многие фотографы берут технику в кредит и сейчас им нечем платить банкам за рассрочку.
По мнению Елены Майоровой, кризис в сфере фотографии начался еще до коронавируса, с падением цен на нефть и курса рубля: многие начали экономить, и услуги фотографов, как не жизненно важные, начали отходить на второй план. «Еще одна проблема — демпинг, — считает Елена. — Дорогие и профессиональные фотографы сильно страдают из-за засилья тех, кто купил камеру, посмотрел 3 мастер-класса и фотографирует за копейки. Результат у такого фотографа посредственный, но он приучает заказчиков к дешевому и плохому качеству».
Еще одна ниша для опытных фотографов — платные мастер-классы, которые многие дают на карантине. По словам Елены, даже те, кто никогда не делился опытом, сейчас выпустили мастер-классы за небольшую цену. Это значит, что после кризиса появится еще больше полупрофессионалов, которые еще сильнее обрушат рынок.
Елена советует использовать освободившееся время для того, чтобы прокачивать навыки фотошопа и заниматься арт-проектами, делать художественные снимки, разбирать архивы. «Очень много роскошных документальных серий про быт на самоизоляции», — отмечает Елена. А Тимур уверен, что сейчас для репортажников уникальный шанс сделать снимки пустых городов и собрать редкий и ценный материал.