На этой неделе стало известно, что 61-летняя женщина из Омахи, Небраска, родила себе внучку. Сесиль Эледж приняла решение забеременеть в столь зрелом возрасте ради своего сына и его партнера, которые хотели завести собственного ребенка.
Согласно пресс-релизу, который опубликовал Медицинский центр Небраски,
Сесиль играла роль так называемого «гестационного курьера» для Мэттью Эледжа и его мужа Элиота Дохерти, когда на протяжении девяти месяцев вынашивала, а затем родила свою внучку. Новообращенная бабушка заявила: «Не было даже минуты сомнения. Это было природным инстинктом».
Из-за возраста Сесиль врачи сомневались в том, что ее организм сможет выносить эмбриона, но результаты ее анализов были хорошими, поэтому они решили попытаться. Донором яйцеклетки стала сестра Дохерти, а Мэттью Эледж дал свою сперму.
25 марта в Медицинском центре Небраски Эледж родила Уму Луизу Дохерти-Эледж, девочка полностью здорова, а ее вес при рождении составил чуть меньше нормы — около 2,3 кг. Мэттью Эледж рассказал журналистам, что они «очень довольны тем, как все прошло», и выразил благодарность за то, что «Ума и ее бабушка здесь, счастливые и здоровые». Отец ребенка также поделился планами на будущее: «На данный момент мы просто собираемся расслабиться и насладиться моментом».
В сообщении центра содержались цитаты врачей, которые следили за состоянием Сесиль Эледж и принимали роды. Врач Рамзи Накад отметил, что его команда привыкла рассчитывать риски в общении с пациентами старшего возраста, но этот опыт стал «определенно исключительным случаем». Мэттью Эледж назвал действия команды медиков «прекрасным балансом профессионализма и сострадания» — оба будущих родителя находились в палате во время родов.
Похожий случай произошел в феврале 2011-го года. Издание Chicago Tribune опубликовало историю 61-летней Кристин Кейси, которая родила ребенка вместо своей дочери через десять лет после наступления климакса. Чтобы забеременеть, женщине понадобилась гормональная терапия и две попытки искусственного оплодотворения. Хотя дочь Кейси, 35-летняя Сара Коннелл, не могла забеременеть, для процедуры была взята ее яйцеклетка и сперма ее мужа Билла. Несмотря на то, что плод выносила его будущая бабушка, весь генетический материал был получен от отца и матери, так что они все равно остаются биологическими родителями.
Сара Коннелл призналась корреспонденту Tribune, что сама мысль о том, что член семьи будет открыт к чему-то подобному, казалась им с супругом «невероятной». Ее мать Кейси, которой делали кесарево сечение, поделилась с газетой своими размышлениями — она подчеркнула, что дни рождения трех ее дочерей были самыми счастливыми в ее жизни, поэтому роль суррогатной матери Кристин восприняла как знак свыше. После рождения ее внука Финнеаса у бабушки начались проблемы с почками, но ее состояние быстро стабилизировалось. От дальнейших комментариев семья воздержалась.
Хотя женщины за 60 не воспринимаются обществом как способные к деторождению, профессионалы индустрии замечают, что в их практике случаи Сесиль Эледж и Кристин Кейси не стали прецедентами. Впервые врачи зарегистрировали рождение внука его собственной бабушкой в 1987-м году в Южной Африке — женщина выносила и родила тройняшек для своих детей.
Само понятие климакса, который наступает у представительниц женского пола примерно в 50 лет, обозначает прекращение производства эстрогенов в яичниках. После этого женщина не может забеременеть без искусственного введения половых гормонов в виде таблеток, мазей или уколов, однако естественный процесс гормональной перестройки никак не сказывается на матке. Именно в ней происходит развитие эмбриона, а это значит, что при наличии яйцеклетки и сперматозоидов индивид со здоровой маткой теоретически может выносить и родить ребенка. Ввиду того, что во время беременности изменения происходят во всем организме, помимо половой системы необходимо удостовериться в крепком здоровье многих других, которые подвергнутся серьезной нагрузке.
Куда более сложным оказывается этический вопрос — ученые в разных странах спорят относительно того, можно ли рассматривать суррогатную мать исключительно как инкубатор или часть ее генетического материала все же способна передаться будущему ребенку. Большинство экспертов сходятся во мнении, что это невозможно, так что непосредственное участие близкого родственника донора не влияет на ход процедуры.
Помимо физиологического аспекта немаловажную роль здесь играет и психология — за девять месяцев беременности у будущей роженицы развиваются природные инстинкты и привязанность к плоду. В случае с матерью троих детей Кейси подобной проблемы, по ее словам, не стояло:
«С самого начала я ждала того момента, когда младенец окажется в их руках. С тех пор как родился мой третий ребенок, я понимала, что не хочу больше детей. Как бы я ни радовалась тому, что стала бабушкой, я не хочу забрать малыша в свой дом».