Что ели
Конец 90-х был временем, когда Москве уже хотелось быть модной, но она еще не знала, как. Уже с 1996 года в столице стали появляться рестораны японской кухни, но они еще были слишком дороги для рядового любителя пробовать все странное, а до появления доступной «Планеты суши» оставался в 1998 году еще целый год.
Зато можно было чувствовать себя жителем Парижа в кофейнях – точнее, в одной-единственной кофейне в самом начале Покровского бульвара. Это сейчас Coffee Bean – это хоть и маленькая, но сеть, а в 1998 году единственная стекляшка на Покровке с книгой отзывов, венскими стульями, разными видами кофейных зерен, взбитыми сливками с клубникой и луковым тартом с сыром рокфор казалась окном в Париж, посещение которого в день зарплаты было не роскошью, а необходимостью.
После дефолта, разумеется, средний житель столицы не мог себе позволить ходить туда регулярно, но тогда хватало чашки кофе по-венски (это был эспрессо с горкой взбитых сливок), чтобы почувствовать: все не так уж плохо.
Пройдет еще несколько лет – и столицу наводнят заведения других сетей. Знаменитая «Шоколадница» у Калужской площади разрастется до сети и утратит свой шарм, несмотря на то, что фирменные блинчики с шоколадом там останутся, «Кофе Хаус» окончательно лишит московские кофейни статуса «окон в Париж».
Были в Москве, впрочем, и «окна в Нью-Йорк» в виде закусочных американского типа. То есть не в Нью-Йорк, конечно, а в любой американский пригород, где на углу должен быть дайнер с красными диванами, бургерами, картошкой-фри и вишневым пирогом. Те, кто не хотел кофе, отправлялись пить молочные коктейли в «Старлайт Дайнер», открывшийся в Москве в 1995 году.
Что носили
Мода конца 90-х – это то, что не должно возвращаться. Но она все-таки это делает: цветные пряди волос, которые сейчас выкрашивают в розовый, зеленый и фиолетовый, прилетели к нам прямиком из 1998-го – тогда на пике популярности оказались цветные туши для волос.
Лето 98-го оказалось летом сарафанов – кажется, с тех пор больше никогда на улицах не было такого количества черных сарафанов с тонкими бретельками (их иногда надевали на белую футболку) или длинных нарядов того же фасона в мелкий цветочек. Под это все надевались кеды или ботинки «Доктор Мартенс».
Отдельно о футболках: одним из модных кошмаров 1998-го стали футболки с изображением героем «Титаника».
Майки с портретами звезд всегда обличали людей с дурным вкусом, однако популярность фильма о крушении лайнера привела к тому, что каждая четвертая девочка на улице носила на груди портрет Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, раскидывавших руки навстречу закату.
Кроме сарафанов ужасной приметой времени стали приталенные рубашки с длинными острыми воротниками, длинные кардиганы и прозрачные белые блузки, под которые надевался черный бюстгальтер. Ну и, разумеется, то, что мы сегодня называем кроп-топом, а тогда это была короткая обтягивающая маечка, под которой была видна полоска живота.
Появлению последней, кстати, мы обязаны клипу Бритни Спирз на песню «Hit Me Baby One More Time», который приводил в восторг тинейджеров и вызывал глухое раздражение тех, кому было больше 25. Именно в этом клипе Бритни появилась с голым животиком. И это мягко подводит нас к следующей главе.
Что слушали
Бритни Спирз была, бесспорно, открытием года, но вообще на всех курортах страны в то время звучала совсем другая музыка. «Крошка моя» «Руки вверх!», «Тополиный пух» «Иванушек Интернешнл», «Беги от меня» группы «Гости из будущего», и великая композиция ныне забытой группы «Белый орел» «Как упоительны в России вечера».
А в столицах в музыкальные чарты ворвались «Ты кинула» «Ляписа Трубецкого», «Дельфины» группы «Мумий Тролль», «Де нас нема» «Океана Эльзы» и «Выхода нет» — хит группы «Сплин», который до сих пор прекрасно исполняют под гитару у каждого костра страны. До появления Земфиры оставались какие-то полгода – но это уже совсем другая история.