Ван Гог не подойдет: Трампа сажают на золотой унитаз

Белому дому предложили золотой унитаз вместо картины Ван Гога

Brendan McDermid/Reuters
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке отказался одолжить Белому дому картину Винсента Ван Гога «Пейзаж со снегом». Ее предполагалось установить в одной из личных комнат Дональда Трампа, однако музей не захотел выполнить просьбу администрации США и предложил вместо этого другое произведение искусства — золотой унитаз «Америка». «Газета.Ru» — о том, как американская интеллектуальная элита теперь насмехается над президентом.

Взамен картины Ван Гога, созданной в конце XIX века, музей предложил президентской администрации взять на время эффектную инсталляцию 57-летнего итальянского художника Маурицио Каттелана, весьма иронично выразившего свое отношение к США, да и вообще к тому, как все устроено в этом мире.

Как выяснили в Washington Post, Нэнси Спектор, арт-директор музея Соломона Гуггенхайма предложила Белому дому унитаз из 18-каратного золота, причем настоящий, годящийся для применения по назначению, — именно его представляет собой инсталляция Маурицио Каттелана под названием «Америка». Это стало известно сотрудникам издания из электронной переписки между Нэнси Спектор, влиятельным нью-йоркским куратором, и администрацией Белого Дома. Унитаз было предложено передать «в случае, если президент и первая леди будут заинтересованы в установке его в Белом доме», говорится в письме арт-директора музея Гуггенхайма. Как заявила Нэнси Спектор, «хдожник хотел бы предложить его в долгосрочную аренду».

И добавила: «Это, конечно, чрезвычайно ценный экспонат, и довольно хрупкий, но мы предоставим все инструкции по его установке и уходу за ним».

Переписка имела место 15 сентября прошлого года — это подтвердила Washington Post Сара Итон, пресс-секретарь музея Гуггенхайма: именно тогда Нэнси Спектор предложила Донне Хайаши Смит, куратору Белого дома, работу Маурицио Каттелана вместо картины Ван Гога.

Винсент Ван Гог. «Пейзаж со снегом», 1888

Смысл предложения арт-директора музея Гуггенхайма становится ясен, когда чуть ближе знакомишься с работой одного из самых значимых сегодня художников Италии. «Америка», созданная им и установленная в музее в 2016 году, была экспонатом выставки, проходившей с 15 сентября 2016-го по 15 сентября 2017-го. Это сатирическое изображение современного общества. В 2011-2012 годах Маурицио Каттелан заявил, что отходит от дел и больше не планирует создавать предметы искусства. Но пятью годами художник вернулся из добровольного изгнания в музей с новой работой: его «Америка», полностью действующий золотой унитаз, была установлена в одной из туалетных комнат музея.

Своей работой Маурицио Каттелан выразил свое отношение к тому, как устроено мировое сообщество вообще и какие возможности предоставляют людям в своей стране США в частности. Унитазом из 18-каратного золота, установленным на время выставки в одном из туалетов музея, мог воспользоваться каждый желающий, и это тот случай, когда предметы роскоши, обычно доступные только одному проценту населения Земного шара, стал досягаем для всех. Те, кто оказывался наедине с произведением искусства и приобретал шанс использовать его по прямому назначению,

имели возможность пережить незабываемый момент близкого, даже интимного знакомства с работой художника и при этом почувствовать себя живым человеком с естественными потребностями.

Унитаз находился в туалете музея Гуггенхайма в течение года — кстати, одним из спонсоров, которые его финансировали, значится жена российского миллиардера Романа Абрамовича Даша Жукова (слухи о разводе супругов, ходившие прошлым летом, пока достоверно не подтверждаются). Сейчас его предлагают передать в аренду в Белый дом.

«Америка» Маурицио Каттелана, разумеется, не имеет ничего общего с идиллическим «Пейзажем со снегом» Винсента Ван Гога, написанным в 1888 году, на котором изображен мужчина в черной шляпе, идущий с собакой по полю, слегка заснеженному, но уже оттаивающему. Как сообщают The Telegraph, сам Маурицио Каттелан в ответ на вопрос, почему он решил предложить Дональду Трампу именно эту свою работу, сказал: «Это очень деликатная тема». А затем добавил: «В чем значение жизни? Все кажется абсурдным, пока мы не умираем, и тогда оно обретает смысл».

О своей «Америке» Маурицио Каттелан говорил, что это «искусство 1% для 99%». И добавлял: «Что бы вы ни ели, обед за 200 долларов или хот-дог за два, результаты одинаковы — все спускается в туалет».

Маурицио Каттелан не первый художник, превративший унитаз в искусство. Первопроходцем в этом смысле был французский художник Марсель Дюшан, который в 1917 году представил для выставки Общества независимых художников писсуар, который он назвал «Фонтаном». Это сделало великого сюрреалиста и дадаиста первым, кто представил в искусстве реди-мейд — готовые объекты, которые способен обратить в предмет искусства только художник.