Имя таинственного покупателя «Спасителя мира» выяснилось благодаря документам, попавшим в The New York Times. За несколько часов до публикации статьи в газете в твиттере Лувра Абу-Даби, открывшегося в 2017 году, появилось сообщение о том, что картина войдет в его коллекцию.
Музей открылся всего месяц назад, но уже может похвастаться высоким статусом. В филиале легендарного парижского музея площадью 24 тыс. кв. м.находится коллекция 300 экспонатов из мировых музеев, среди которых Версаль и Центр Жоржа Помпиду, специализирующийся на современном искусстве. Среди знаковых шедевров «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи, «Дама у зеркала» Тициана, а также работы Пабло Пикассо и Рене Магритта.
Эти известия стали новым поворотом в и без того странной судьбе «Спасителя мира»: тот факт, что его купил никому до сих пор не известный саудовский принц, добавляет загадочности всей этой истории.
О том, что принц Бадер будет примет участие в аукционе, в Christie's узнали всего лишь за день до торгов. После того, как его представители внесли на депозит аукциона $100 тысяч, юридическая служба аукционного дома была вынуждена предпринять собственное расследование, чтобы выяснить, откуда деньги у таинственного участника и не имеет ли он отношения к саудовскому королю Салману.
Выяснили они немного — только узнали, что принц заработал свое состояние на недвижимости и что он всего лишь один из 5000 саудовских принцев.
Это The Times стало известно из попавших к ним документов — сами же представители Christie's комментировать личность принца Бадера отказались.
Еще больше озадачивает специалистов по арт-рынку тот факт, что принц Бадер никогда прежде не выказывал интереса к предметам искусства: по сути, «Спаситель мира» за $450 млн — первая картина, которую он покупает в своей жизни.
Все это заставило The New York Times предположить, что на самом деле принц Бадер покупал картину не по своей инициативе, а по просьбе 32-летнего крон-принца Мохаммеда бин Салмана — при этом дорогостоящая покупка совершена, когда с момента ареста по его указу 10 саудовских принцев и других высокопоставленных чинов Саудовской Аравии прошел всего месяц. Именно с принцем Мохаммедом принц Бадер тесно сотрудничал этим летом, работая над проектом развития провинции Аль-Ола — исторической области Саудовской Аравии, которую планируется превратить в туристический объект. Что же касается собственных проектов принца, то среди них особенно выделяется один: в качестве главы Саудовской исследовательской маркетинговой группы недавно он договорился с Майклом Блумбергом запустить 24-часовой новостной сервис для бизнесменов и финансистов.
Принц Бадер происходит из боковой ветви королевской семьи Саудовской Аравии, Фарханов, которые ведут свой род от брата саудовского правителя, жившего в XVIII веке. К основателю современной Саудовской Аравии королю Абдулазизу ибн Сауду он прямого отношения не имеет. При этом принц Бадер близок к влиятельному принцу Мохаммеду по возрасту, они в одно время учились в Университете короля Сауда в Эр-Рияде. После того, как король Салман занял трон в 2015 году и наделил принца Мохаммада значительными полномочиями, принц Бадер был назначен на упоминавшийся раньше пост главы Саудовской исследовательской маркетинговой группы, традиционно контролировавшейся семьей короля Салмана и выпускающей несколько влиятельных в арабском мире периодических изданий. Кроме того, принц Бадер возглавляет одну из энергетических компаний Саудовской Аравии, а также занимается бизнесом, связанным с вторичной переработкой мусора.
Есть и еще один факт, который смущает наблюдателей. Им кажется странным, что «Спаситель мира» едет на Ближний Восток, еще и потому, что изображение Иисуса противоречит исламскому закону.
Категорически запрещено изображать, разумеется, мусульманских пророков, а христианский Иисус для тех, кто исповедует ислам — пророк.
«Спаситель мира» остается самой противоречивой картиной последнего времени не только из-за цены и покупателя: ранее критики высказывали сомнения в подлинности работы, невысоко оценивая ее художественную ценность. Кроме того, она оказалась в центре судебного разбирательства между представителями аукционного дома Sotheby's, арт-дилером Ивом Бювье и российским миллиардером Дмитрием Рыболовлевым, который приобрел ее в 2013 году за $127,5 млн. Рыболовлев обвиняет Бювье в том, что тот продал ему работу по завышенной цене, приобретя ее у Sotheby's всего за $75–80 млн за несколько месяцев до продажи. В то же время, представители аукционного дома подозревают, что арт-дилер договорился с российским олигархом о продаже картины прежде, чем купил ее у Sotheby's — а это значит, он знал, что произведение может стоить дороже.