Возможно, Кристобалю Баленсиаге совсем не понравилось бы то, что делает сейчас в его модном доме креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия. Однако в последней трети 2017 года этот бренд поднялся в рейтинге популярности, составленном ресурсом Business of Fashion совместно с платформой Lyst, на первое место, опередив популярнейших Gucci. При этом вслед за успешным итальянским брендом, занявшим второе место, идут Off-White и Vetements, черпающие вдохновение в уличной моде и диктующие ее.
Носить сникерсы и тренировочные штаны теперь демонстрация хорошего вкуса. Или хотя бы того, что вы следите за модой.
Переживать из-за некрасивой манеры совмещать огромные дутые куртки с лодочками или носить короткие тренировочные штаны, из-под которых выглядывают тонкие юношеские лодыжки, больше нельзя. Высокая мода отходит в сторону и дает дорогу молодой шпане.
В Gucci, перешедших с первой позиции на вторую, это тоже хорошо понимают — не зря бренд объявил о том, что выпустит совместную коллекцию с Дэппером Даном, легендарной гарлемской иконой стиля 80-х, копировавшим логотипы Louis Vuitton, Fendi и Gucci и создававшим объемные куртки, шубы и спортивные костюмы для самых популярных рэперов 80-х. Это произошло после того, как Дэниел Dapper Dan Дэй обвинил креативного директора бренда Алессандро Микеле в плагиате — он заявил, что дизайн пиджака с объемными рукавами и принтом Gucci, вошедшего в круизную коллекцию 2018 года, скопирован с предмета одежды, выпущенного им в 1989 году для олимпийской медалистки Дайен Диксон. Алессандро Микеле признал факт копирования — более того, он заявил, что сделал это в качестве оммажа модельеру из Гарлема, которым на самом деле восхищается. Теперь Дэппер Дан стал лицом круизной коллекции бренда, а позже выпустит капсульную коллекцию.
Пример Дэппера Дана показывает, что рэперы диктовали уличную моду еще в 80-е — но тогда она оставалась популярной в рамках одной субкультуры. Однако в последнее десятилетие мода установила более близкие отношения с хип-хоп культурой, чем когда-либо. Практически все модные рэперы занялись дизайном одежды — и теперь за кроссовками Yeezy Канье Уэста выстраиваются очереди из миллениалов, и по составу и количеству желающих приобрести пару обуви они вполне могут сравниться с очередями за новыми айфонами. Сегодня Канье Уэст — полноправный участник Недели моды в Нью-Йорке (правда, минувшей осенью он показ не устраивал, а весной 2017-го его обвинили в том, что он измучил моделей, заставив их часами стоять на жаре).
Помимо Канье Уэста, обращают внимание на моду и другие музыканты. Фрэнк Оушен и Кендрик Ламар принимают участие в рекламной кампании Calvin Klein. Трэвис Скотт сотрудничает с Alexander Wang и Helmut Lang, A$AP Rocky создал капсульную коллекцию для J.W. Anderson. Фаррелл Уильямс не только выступает на подиумах — теперь он совладелец бренда G-Star Raw и основатель лейбла Billionaire Boys Club, выпускающего просторные худи стоимостью 195 евро. Рэппер Дрейк выпускает видео на сингл Signs совместно с Louis Vuitton (которые и сами не чужды уличной моде благодаря коллаборации с Supreme).
Самым большим сюрпризом (да, это все-таки сюрприз) стала многократно возросшая популярность уличного бренда Off-White (он на третьем месте списка). Основатель бренда Вирджил Абло за последние несколько лет стал одним из самых востребованных дизайнеров у поколения Y. Бренд специализируется на уличной одежде, относящейся к сегменту люкс, а вещи из его коллекций часто можно увидеть на Канье Уэсте, Ким Кардашьян и Бейонсе.
Текущий год вознес Вирджила Абло на пьедестал. Off-White представил коллаборации с Nike (бренд разработал дизайн для 10 легендарный моделей), рок-группой Guns'n'Roses (в этом случае задачей Абло стало через одежду показать новому поколению, какое влияние оказала группа за 30 лет своего существования) и даже Jimmy Choo — брендом, чью философию сложно отнести к уличной. Коллекция называлась Off-White c/o Jimmy Choo и была представлена на минувшей Неделе моды в Париже.
В очередной раз обратить на себя внимание фэшн-индустрии Абло заставил благодаря редизайну легендарной синей сумки IKEA — она была выполнена из картона с надписью «Sculpture», а вместо привычной синей ручки была желтая. Ко всему прочему, с этого года Абло состоит в Совете модельеров Америки.
Успех уличной моде приносят социальные сети: сегодня миллениалы, а покупают все это именно они, следят за тем, как одеваются Джиджи Хадид, Кендалл Дженнер, Tyler The Creator и A$AP Rocky в режиме реального времени — и хотят одеваться так же. А те сочетают одежду масс-маркета с дорогой обувью и аксессуарами и спортивный шик предпочитают любому другому стилю одежды. Музыканты, которых слушает поколение Y, еще и выпускают для него одежду. Очень удобно.
Остается вспомнить еще Гошу Рубчинского с его тоской по девяностым — но его пока в топ-10 самых влиятельных брендов не видно. Возможно, дело как раз в девяностых — этот тренд, похоже, постепенно сходит на нет. Шутка, видимо, затянулась и перестала быть смешной. Между уличной одеждой рэпперов и постперестроечными образами, которые пропагандирует Рубчинский, есть принципиальная разница. Первые хотят жить хорошо и богато. Гоша выводит на подиумы бедность. Если она когда-то и выглядела экзотичной в глазах западного человека, то теперь это не интересно. Поколение Y не тоскует по 90-м. А сегодня моду диктует именно оно.