«Немцы могут часами говорить ни о чем»

Россиянка о трудностях адаптации в Германии

Валерия Херсонская
Библиотека свободного университета Берлина Hannibal Hanschke/Reuters
Германия — это по-настоящему свободная Европа, где каждый может делать то, что хочет, — такой вывод сделала читательница «Газеты.Ru», переехав туда жить. Но это не значит, что ей там все нравится. Что у немцев хорошо и что плохо — в ее честном рассказе.

О переезде

Помню, в детстве многие из моих одноклассников мечтали о переезде в Америку и жизни на Манхэттене среди голливудских звезд. А меня такие вещи не очень вдохновляли. В осознанном возрасте я была не против съездить куда-нибудь на полгодика на стажировку или по программе обмена студентов от университета — для расширения кругозора. Но переезд навсегда в другую страну казался мне сущим кошмаром! И, надо сказать,

эмиграция — и правда дело нелегкое.

Как-то летом я решила поработать вожатой в детском лагере. Тогда-то и познакомилась со своим будущим мужем. Я прилетела с лагерем из Москвы, а он — из Германии. Сначала отношения на расстоянии казались чем-то безумным и нереальным, но если оба человека действительно хотят быть вместе, то, как оказалось, ничто на свете не остановит их. И вот мы ставим цель видеться минимум раз в месяц. Потом он переехал на год в Москву. В тот период мы поженились, а чуть позже я переехала в Германию.

Начинать с начала пришлось буквально все. Начиная от круга общения и заканчивая новыми привычками. И вот ты привыкаешь не выкидывать бутылки после использования, вместо этого складываешь их в пакетик и несешь сдавать в магазин, сортируешь мусор, собираешь в отдельном уголке стеклянные банки и совершенно точно знаешь, что по воскресеньям их выкидывать нельзя. Ведь воскресенье — день покоя и тишины.

Узнаешь, что велосипед — это средство передвижения, и не только у школьников, но и вполне себе взрослых людей, которые даже могут иметь машину. Во-первых, нередко это может быть быстрее. Во-вторых, это экономия на парковке и бензине. Привыкаешь к тому, что место в транспорте никому не уступают, даже пожилым. Если кто-то уступает бабушке место, то это верный знак того, что перед вами иностранец. Тяжелее всего было привыкнуть к отсутствию круглосуточных магазинов и кафе и к тому, что по воскресеньям в городе закрыто абсолютно все.

И самое главное — тут каждый сам за себя.

Первое время я ощущала себя инопланетянином, который по ошибке прилетел не на ту планету. Учитывая, что язык я начала учить примерно тогда же, когда и переехала, окружающие воспринимали меня примерно так же. Немецкий я никогда не изучала до этого, но нахождение в языковой среде и желание понимать, что происходит вокруг, сделали свое дело. Спустя год я уже довольно бегло говорила, сдала экзамен, необходимый для поступления в немецкий ВУЗ, и начала учиться.

Об учебе в университете

В Москве я закончила факультет журналистики МГУ, а здесь заново пошла на бакалавриат на факультет медиа и коммуникации. Спросите — зачем? Во-первых, моя цель — как можно лучше выучить язык и научиться всевозможным правилам социальной коммуникации (как показал мой опыт, различие немецкого и русского менталитетов — очень и очень большое). Во-вторых, нельзя упускать возможность получить второе бесплатное образование в Европе, где подход к учебе отличается от нашего.

Учебный план существует, но он лишь приблизительный. Есть определенное количество пунктов, которые надо набрать за всю учебу (в моем случае 180). Каждый сам составляет себе расписание на семестр. То есть можно взять столько модулей, сколько посчитаешь нужным. Моя отдельная любовь — модули по выбору. Список, из которого надо выбирать, большой, а предметов, которые должен сдать, мало. В итоге студенты осваивают то, что их действительно интересует.

Главное золотое правило — тебя никто ничего не заставляет делать. Посещаемость на занятиях не проверяют. Обычно есть какой-то допуск к экзамену: на гуманитарных факультетах это, как правило, презентация или устный реферат. А еще тут принято критиковать. Даже преподавателей. Почему даже? Потому что в России ты привык, что «старшие знают все лучше», «преподаватель никогда не ошибается», а ты сиди, слушай и не возникай. В немецком же университете аргументированный спор и совместное обсуждение разных точек зрения только приветствуется. Это не может не радовать, на мой взгляд, это неотъемлемая часть учебного процесса.

Кстати,

обучение тут бесплатное — начиная с начальной школы и заканчивая университетом.

Однако каждый университет устанавливает свой студенческий взнос (Studentenbeitrag), в который входят разные расходы, включая, как правило, проездной на семестр. Если студент учится дольше, чем 10 семестров (5 курсов), то его студенческий взнос на семестр увеличивается на 500 евро. Кстати, «вечные студенты» — это отдельная тема для разговора. Когда система образования подразумевает высокий уровень свободы выбора, то учиться вечность — не грех. Естественно, уровень самоорганизации у каждого свой, поэтому учеба продвигается у всех в своем темпе.

Но даже при таких возможностях далеко не все стремятся после школы поступить в университет. Я слышала от очень многих немцев, что они не видят никакого смысла в учебе в высших учебных заведениях и хотят скорее зарабатывать деньги, почему и идут в профессиональные техникумы. Это не считается зазорным. Просто каждый делает свой выбор.

Если в России бытует мнение, что к середине третьего десятка надо не только получить высшее образование, но и достигнуть вершины карьерной лестницы и при этом иметь носить в утробе как минимум второго ребенка, то в свои 24 среди студентов я смотрюсь совершенно нормально.

Об отношениях

В отношениях мужчин и женщин тоже чего только не встретишь. Разными банковскими счетами мужа и жены тут уже давно никого не удивишь, но вот разграничение полок в холодильнике у молодой пары, живущей вместе, повергло меня в легкий шок. Немцы настолько любят свободу и независимость, что «брак» является для них словом страшным и ужасным. Они могут прожить двадцать лет вместе, родить троих детей и так и не расписаться.

Вступление в брак в Германии снизит ваши налоги, а каждый родившийся ребенок уменьшит их еще примерно вдвое. Если одинокий немец отчисляет 40% своей зарплаты на налоги, то женатый немец с тремя детьми — примерно 20%. Но никакие финансовые бонусы не заставят немцев вступать в брак и рожать детей, пока они сами того не захотят. Но уж если немец жениться, то можно быть уверенным, что он возьмет декретный отпуск, чтоб менять ребенку памперсы и убаюкивать его посреди ночи.

Если прогуляться по парку, то количество отцов и матерей с колясками будет примерно одинаковым.

И тут нужно отдать должное немецкому государству, которое обеспечивает и матери, и отцу гарантированный родительский отпуск, который родители вправе разделить таким образом, каким они почитают нужным. Кроме того, за каждого ребенка, не достигшего 25 лет, государство ежемесячно платит так называемые «детские деньги».

Fabrizio Bensch/Reuters

Развод тут стоит немыслимых денег, и после него делить все придется пополам. Поэтому когда немцы узнают, что мы не заключали брачный контракт, то с состраданием качают головой. Прагматизма у них не отнять!

О немцах

Я живу в типичном среднем городе восточной Германии. Сами немцы, особенно те, что приехали сюда учиться из западной части, очень любят делать акцент на том, что восток бедный, люди тут неприветливые и зажатые, а вот они открытые и классные. Дело в том, что до падения стены западная часть Германии уже была многонациональна, а вот в ГДР жили одни немцы, жили по советским правилам, жили скромно, неустанно в чем-то нуждаясь.

Большинство немцев после школы переезжают учиться в другой город, на программу мастера переезжают снова и, наконец, когда находят работу, снова меняют место жительства. А между поступлением в университет и школой нередко уезжают на другой конец земного шара, чтобы познакомиться с другой культурой, спасти вымирающий вид черепах или просто получить какой-то новый опыт. Общество и социальные правила не диктуют тебе кем быть, с кем жить, как выглядеть. Это не пустые слова о «свободной Европе», это образ жизни немцев. Никто не осудит тебя за то, что ты решил пойти в техникум и стать поваром. Уважение людей друг к другу, к личному пространству ощущаешь каждый день. Даже если ты решил, что хочешь провести всю свою жизнь лежа на диване, то и такая возможность у тебя есть.

Государство будет стабильно платить тебе прожиточный минимум и оплачивать аренду квартиры, пока ты будешь всю жизнь делать вид, что ищешь работу.

То, что все немцы дружелюбно относятся к иностранцам — миф. Люди тут очень разные: некоторые, едва услышав акцент, не упустят возможности выразить свое мнение по поводу иностранцев, которые занимают их рабочие места. Другие, наоборот, очень поддерживают. Это не только близкие знакомые или люди из университетской среды. Параллельно с учебой я подрабатываю в кофейне, где клиенты нередко делают комплименты по поводу языка или желают успеха в учебе.

Немцы могут часами говорить ни о чем и прекрасно себя чувствовать. То есть разговор о погоде или о том, как вчера тебя обслужили в кафе, — это вполне себе нормальный уровень коммуникации. Этому я никак не могу научиться. Сначала я думала, что все дело в конкретных людях, но потом я пришла к выводу, что нет. Когда ты приходишь в магазин одежды, то продавцы-консультанты могут говорить с тобой часами. Причем толком так ничем и не помочь, но ощущение от коммуникации должно быть, по идее, приятным. Зато вот мой муж в первые месяцы пребывания в Москве был в глубоком культурном шоке. Как-то он пришел в Сбербанк и начал говорить своей проблеме издалека, как принято здесь, медленно подводя к сути своего вопроса. После чего женщина-консультант похлопала глазами и спросила: «А что вы, собственно, хотите?» Потому что мы привыкли говорить по сути, а немцы красиво и обо всем.

Несмотря на то, что знакомых в университете у меня очень много и есть с кем пообщаться, очень часто я предпочту остаться дома и почитать книжку, нежели куда-то идти.

В какой-то момент мне начало казаться, что все разговоры сводятся к чему-то ужасно поверхностному. В России такого никогда не было.

Мне бы и в голову не пришло, что когда-то я предпочту приготовить пирог вместо того, чтоб пойти на вечеринку и пообщаться с людьми.

Пришлось привыкать к тому, что даже если ты хорошо с кем-то общаешься, то это еще совершенно ничего не значит. Сфотографировать конспекты лекции, которую ты пропустил, может стать настоящей проблемой. При этом рейтинга студентов у нас в университете нет, обучение бесплатное и от того, кто как учиться, в общем-то, никому ни горячо ни холодно. Но тут дело принципа: я потратил свое время и сходил на лекцию, а ты нет, вот и оставайся ни с чем. Я не осуждаю такой подход. Просто есть тысяча таких мелочей, к которым нужно привыкнуть, изучать правила социальной игры.