Макияж для первого лица

Зачем политикам визажисты

Мария Борисова, Анна Лозинская
Президент Франции Эммануэль Макрон Reuters
Семья Макрон не перестает привлекать к себе внимание общественности. Супруга президента Брижит дает большое интервью французскому глянцу и позирует вместе с мужем на фоне Елисейского дворца. Сам Эммануэль уделяет такое внимание своему внешнему виду, что за время президентства уже успел потратить €26 тыс. на услуги визажиста. «Газета.Ru» — о том, зачем политикам быть красивыми.

Самый молодой президент Франции Эммануэль Макрон на заботы о собственной внешности не жалеет средств — ежемесячные траты на уход за лицом и макияж составляют €8,5 тыс. По данным издания Le Point, за три месяца своего пребывания в Елисейском дворце Эммануэль Макрон потратил €26 тыс. на визажиста. Обнаружено два соответствующих счета на €10 тыс. и €16 тыс. Кто обеспечивает безупречный вид Макрону, пока неизвестно, в прессе личного визажиста президента представляют как Наташу М. Складывается впечатление, что к своему визажисту Эммануэль действительно привязан — Наташа сотрудничала с Макроном еще во время президентской кампании, а победив на выборах, президент лично пожелал, чтобы визажист последовала за ним в Елисейский дворец.

По сообщению The New York Times, в президентском офисе объяснили подобные траты тем, что визажист сопровождает Макрона во всех зарубежных поездках на встречи с иностранными лидерами, а также приводит его в порядок перед пресс-конференциями.

Узнав о том, как много недавно избранный президент потратил на то, чтобы выглядеть красавцем, французы были возмущены.

Однако они вскоре вспомнили, что и предшественник Эммануэля Макрона Франсуа Олланд пользовался весьма дорогостоящими услугами парикмахера и визажиста. На макияж у него уходило €6 тыс. в месяц, а на стрижку и укладку — €10 тыс. в месяц. В прошлом году эту информацию даже подтверждал официальный представитель правительства Франции Стефан ле Фоль.

Надо сказать, что красивыми стараются быть не только французские руководители. В Washington Post вспомнили, что и американские президенты склонны беспокоиться о том, чтобы являться красивыми перед лицом избирателей: перед теледебатами 1960 года Ричард Никсон демонстративно отказался от гримера, в отличие от своего соперника Джона Кеннеди, — и прогадал. На фоне свежего ухоженного демократа республиканец смотрелся уставшим, вспотевшим и жалким, что не добавило ему популярности. В последующие годы пресса не раз отмечала, что президенты не жалеют сил на уход за собой. Несмотря на то что счета за услуги парикмахеров и визажистов никогда не публиковались, известно, например, что Билл Клинтон стригся у одного из самых дорогих голливудских стилистов по имени Кристоф.

Все это объясняется тем, что сегодняшние политики — такие же поп-звезды, как голливудские знаменитости, поэтому то, как они выглядят, интересует избирателей не меньше, чем то, что они делают.

Однако с тем, что заботиться о своей внешности не менее важно, чем делать дело, согласны далеко не все. В середине августа британская писательница Зэди Смит вызвала скандал в сообществе феминисток, выступив на Эдинбургском международном книжном фестивале с противоречивым высказыванием. Автор нескольких бестселлеров, в том числе романа «О красоте» 2005 года, рассказала о том, как глупо, по ее мнению, проводить по полтора часа перед зеркалом, нанося макияж.

Смит заметила, что ее 7-летняя дочь тратит значительно больше времени перед зеркалом, чем ее сын. Чтобы не подрывать самооценку и чувство собственного достоинства маленькой девочки, Зэди приняла решение ужесточить рамки. «Я объяснила это ей в нескольких словах: ты тратишь время. Твой брат не собирается тратить время на это, — уточнила Зэди Смит. — Каждый день он надевает рубашку, выходит из дома, и ему наплевать, что ты тратишь полтора часа на то, чтобы сделать макияж». Писательница ввела 15-минутное ограничение на процедуру нанесения макияжа в своей семье.

Зэди Смит говорила о бессмысленности контуринга — требующей много времени и внимания процедуры, в процессе которой женщины при помощи многочисленных косметических средств, нанесенных по хитроумно выработанной схеме, визуально «поднимают» скулы и делают носы тоньше. По ее мнению, занятие это — совершенно бессмысленное.

Однако, как заявили критики, со стороны писательницы рассуждать об этом не совсем корректно — ведь у нее как раз и скулы высоки, и щек нет, а это значит, что никакой контуринг ей просто не нужен.

При этом будучи одной из самых красивых писательниц мира, 41-летняя Зэди Смит пользуется помадой и в своих книгах уделяет много внимания рассуждениям о том, как воздействуют красивые люди на других.

Многих возмутило высокомерие красивой писательницы: зная о том, как важна для женщин уверенность в собственной привлекательности, она критикует тех, кто старается приобрести эту самую уверенность при помощи макияжа. В то же время защитники Зэди Смит утверждают, что она говорила совсем о другом — о том, как глупо тратить так много времени на то, чтобы понравиться другим.

Наносим ли мы макияж для того, чтобы нравиться себе или чтобы привлекать внимание других, — это по-прежнему вопрос, о котором можно дискутировать бесконечно. Однако помимо споров об осмысленности нанесения мейк-апа существует еще и проблема стандартов. В конце концов, контуринг приводит к тому, что женщины выглядят одинаковыми, не оставляя места для индивидуальности.

В своей книге «Миф о красоте» Наоми Вульф объясняет, что реальная проблема заключается не в том, наносить ли женщине макияж, а в том, что конкретные требования к макияжу — это уже отсутствие выбора. То есть у женщины появляется определенное ощущение того, как она должна выглядеть, чтобы «удачно вписаться» в общество.

По мнению модели plus-size Джордин Вудс, общество оказывает определенное давление на внешний вид женщин. Появившись на работе или в школе без макияжа, зачастую женщины сталкиваются с репликами вроде «Ты выглядишь уставшей» или «Ты заболела?».

Поэтому видеть, как женщины стремятся подчеркнуть свою естественную красоту без макияжа, особенно приятно, отмечает Джордин.

Модель считает, что стоит разделять функции макияжа, ведь в профессиональной среде он может быть художественным, а иногда и вовсе заменять грим. «Краситься можно ради удовольствия или творческого выражения, а не потому что так нужно. Макияж — это художественная форма, — цитирует ее портал Total Beauty. — Если ваша дочь поймет, что ей нравится экспериментировать с косметическими продуктами и собственной внешностью, это не означает, что ее самооценка стремительно падает». К тому же на отношение девочек-подростков к макияжу большое влияние оказывают друзья. Если все одноклассницы пользуются косметикой, то ребенок тоже будет в ней заинтересован.

Вудс добавила, что смоделировать пример любви к себе и своей естественной красоте у маленькой девочки действительно важно, поэтому, с одной стороны, Зэди Смит права. Конечно, в нежном возрасте семи лет важнее практичность и приоритеты. Но, с другой стороны, подобные методы воспитания могут принести больше вреда, чем пользы.