Мода давно выходит за пределы четырех мировых столиц. Теперь она добралась и до Африки — точнее, южный континент оказывает все более серьезное влияние на мировые подиумы. В США идет борьба против культурной апроприации белыми культуры чернокожих — но в мире все равно не могут устоять перед обаянием африканской стилистики.
Так, африканские мотивы стали ключевым направлением коллекции Balmain сезона осень – зима 2017–2018 на Неделе моды в Париже. Коллекция состояла из вещей с элементами шкур животных, обуви со змеиным принтом, украшений, напоминающих массивные амулеты, и множеством узоров в стиле афро, например портретов диких зверей. В свою очередь, дизайнеры Valentino открыто заявили, что новая коллекция посвящена путешествиям в Африку. Вместо привычных элегантных платьев и пальто публика увидела грубые выделки из кожи, мавританские узоры, этнические принты и массивные украшения — все то, с чем Африка ассоциируется у европейца.
Африканские мотивы были замечены и в коллекциях Maison Margiela — здесь элементы далекой Африки в виде грубых вставок украшали женственные платья.
Надо сказать, африканское влияние на моду — тренд, который возвращается не в первый раз. Индустрия моды уже видела подобное в прошлом: Ив Сен-Лоран в 1976-м, Джон Гальяно для Christian Dior в 1997 году, McQueen в 2000 году, а в 2012 году все модники мира и вовсе облачились в наряды с принтами животных и сафари благодаря Burberry Prorsum, Balenciaga, Roberto Cavalli и другим.
Новым словом в мире высокой моды в этом году стало триумфальное появление коллекции африканского дизайнера Тедди Ондо Элла на Неделе моды в Нью-Йорке. Основу его линии составляет абакост и одежда с явным антиколониальным происхождением. Абакост — это одежда коренных жителей Заира (сейчас это ДР Конго) в период борьбы с колониальным прошлым («классический» абакост — облегающий двухцветный пиджак, который следует носить с галстуком или шейным платком). В своих коллекциях Элла искажает традиционные понятия: уклоняется от галстука, использует европейские материалы и придает большое значение воротникам.
Кутюрье родился в Конго, но вырос в Габоне, учился в Париже, а лето проводил в Африке. Дизайн интересовал его с детства, хотя, по его словам, в Габоне успешными сферами считаются лишь политика и работа на ферме. «Для меня одежда — это способ выразить себя и самый простой способ выразить свою культуру», — говорил он в одном из интервью. Поэтому имеет смысл, что в конечном итоге он сам попадет в отрасль.
Стоит отметить, что Тедди Ондо — не единственный дизайнер из Африки, который смог заявить о себе за пределами страны. Всемирно известный бренд Loin Cloth & Ashes основала Аниса Мпунгве, которая родилась в Танзании. В 2008 году она стала первой чернокожей женщиной, получившей премию Elle New Talent Award. «Мои взгляды, конфликты и триумфы влияют на то, как я концептуализую свою одежду. С одной стороны, я современный, либеральный и откровенный человек, с другой, я все равно буду стоять на коленях, приветствуя своих старших», — сказала она в одном из интервью CNN style.
Африканские дизайнеры активно стараются заявить о себе на мировом пространстве.
В 2009 году агентство Adiree Communications даже разработало концепцию международных Недель моды в Африке, которые проходят в мировых столицах моды. Показы проходят в Нью-Йорке, Майами, Лос-Анджелесе, Лондоне, Париже, Милане, Берлине и Токио. Такая модель помогает укреплять международные экономические отношения и одновременно продвигать бренды из Африки в глобальном масштабе.
На южном континенте индустрия моды тоже развивается: с 2014 года проходит Africa Fashion Week Nigeria, на днях закончился очередной сезон Недели моды в Йоханнесбурге Mercedes Benz Fashion Week Joburg (правда, вместо традиционных пяти дней местная Неделя моды длилась всего три). А уже 30 августа стартует South Africa Fashion Week. Кстати, с концепцией pop-up store, которая только начинает развиваться в России, африканские дизайнеры давно знакомы. Неделя моды Южной Африки пройдет как раз в этом формате. Поп-ап-магазины разместятся в торговом центре Претории (ЮАР) Brooklyn Mall.
В музее и художественной галерее Брайтон и Хоува в Великобритании в течение 11 месяцев проходила выставка «Модные города Африки» (Fashion Cities Africa). Экспозиция была приурочена к выходу одноименной книги Ханны Азиб Пул. Она исследовала моду и уличный стиль в четырех крупных африканских городах — Йоханнесбурге, Касабланке, Лагосе и Найроби. По словам Ханны, она стремилась уловить размах и масштабы африканского ренессанса моды через призму этих четырех городов. «Лагос, с его любовью к гламуру, превращается в настоящий модный дом, Йобург бывает таким, что даже Лондон по сравнению с ним выглядит сонным городишкой, Найроби — супертворческий, а сцена Касабланки небольшая, но яркая», — сказала она в интервью CNN style.