В последние несколько дней голливудская звезда, кинорежиссер и посол Доброй воли ООН занимается тем, что совсем не привыкла делать. Она оправдывается. А точнее, объясняется с прессой по поводу интервью, вышедшего 26 июля на сайте Vanity Fair.
В нем она, помимо прочего, рассказала о том, как проходил подбор детей-актеров на роли в картине «Сначала они убили моего отца: Воспоминания дочери Камбоджи» — премьера фильма состоялась в Камбодже, в открытом кинотеатре неподалеку от храмового комплекса Ангкор, в феврале. Актриса, довольно сдержанно рассказывающая о разводе с Брэдом Питтом, охотно делилась с репортером одного из ведущих глянцевых журналов мира Евгенией Перец подробностями съемок, проходивших в бывшей Кампучии.
Они-то и разозлили многих интернет-пользователей.
Как рассказывает Vanity Fair, детей на роли для фильма искали в сиротских приютах, цирках, трущобных районах — режиссеру картины Анджелине Джоли и продюсеру, камбоджийскому кинематографисту Рити Панху требовались малыши, знающие, что такое настоящие невзгоды. Для того чтобы выбрать девочку, которая сыграет главную роль – маленькой Лун Ун, писательницы, пережившей террор «красных кхмеров» и написавшей впоследствии об этом книгу «Сначала они убили моего отца», — кинематографисты придумали игру.
«Пугающую своим реализмом», — пишет Vanity Fair: они выкладывали на столик деньги и просили девочек подумать о том, на что бы их потратили, а потом схватить их.
После этого кастинг-директор должен был поймать ребенка, а от малышки требовалось придумать, что ему соврать. «Срей Моч была единственным ребенком, который стоял, уставившись на деньги, очень, очень долго, – рассказывала Анджелина Джоли Vanity Fair о девочке, получившей в итоге главную роль. — Когда ее заставили их вернуть, ее переполнили эмоции. Все это нахлынуло». Расплакавшись, звезда добавила: «Когда после этого ее спросили, зачем ей нужны были деньги, она сказала, что у нее умер дедушка, и у них не было средств для приличных похорон».
Дети, занятые на съемках картины, были не единственными, кто пережил наплыв неприятных эмоций и трагических воспоминаний: гражданская война в Кампучии затронула каждую семью в этой стране, которая до сих пор слишком медленно оправляется от жутких событий 1975–1979 годов, унесших жизни двух миллионов человек. В том же интервью Джоли вспоминает, что многие участники съемок заново проживали эти страшные событие и страдали от кошмаров — по этой причине на съемках присутствовал психотерапевт.
Однако пользователей интернета возмутил именно тот факт, что кинозвезда, известная своей гуманитарной деятельностью, защитница обездоленных в странах Африки, которая борется с насилием над женщинами и радеет за образование и улучшение окружающей среды, придумала для детей такую жестокую игру.
«Если Анджелина Джоли хотела найти бедных детей, приученных обманывать богатых иностранцев, ей надо было пойти на Паб-стрит (центральная улица Сием-Рипа, туристической столицы Камбоджи. – «Газета.Ru») к мошенницам, прикидывающимся, будто кормят младенцев из бутылочки», — написала одна из пользовательниц твиттера, намекая на то, что малыши, которых заставляют клянчить деньги у туристов из благополучных стран, — это одна из серьезнейших проблем Камбоджи.
Зачем же голливудской кинозвезде было дразнить детей деньгами, которых они не могут получить?
Обвинения в жестокости заставили актрису защищаться. В заявлении, опубликованном от имени Анджелины Джоли и продюсера картины, камбоджийского кинематографиста Рити Панху, говорится: «Мы приняли все меры, необходимые для благополучия, комфорта и хорошего самочувствия детей, начиная с кинопроб, в течение съемок и по сей день. Родители, охрана, работники сотрудничавшей с нами НКО, в задачу которых входила забота о детях, врачи были рядом каждый день, — для того, чтобы у всех было все, что нужно. Да и, в конце концов, для того, чтобы проследить за тем, чтобы восстановление этой болезненной части истории страны никому не повредило».
В заявлении Анджелина Джоли настаивает, что «игра», предложенная детям, по версии Vanity Fair, — это на самом деле сцена из фильма, которую им нужно было разыграть. Тот факт, что журнал написал, будто у детей действительно отбирали настоящие деньги, ее глубоко расстроил — потому что это неправда. «Я бы сама была в ярости, если бы так было, — написала она. — Задача фильма — привлечь внимание к чудовищному положению детей во время войны и помочь в борьбе за их защиту». По словам Рити Панху,
сцена с деньгами – это реальная история, произошедшая с автором книги, на основе которой поставлен фильм,
писательницы и давней подруги Анджелины Джоли Лун Ун.
С писательницей, родившейся в 1970-м, пережившей все ужасы геноцида, потерявшей отца и двух сестер и сумевшей спастись, Джоли познакомилась еще в 2002-м, во время своей первой гуманитарной миссии в Камбоджу. К мысли снять фильм по ее книге она пришла лишь много позже. И это понятно: для Камбоджи история геноцида «красных кхмеров» по-прежнему остается кошмаром, о котором нелегко говорить.
Несмотря на то что в стране есть туристические достопримечательности, связанные с террором, в реальной жизни кхмеры предпочитают помалкивать о том, что происходило в конце 70-х и позже, когда в разрушенной стране наступил голод. Сейчас им приятнее переживать туристический ренессанс с толпами туристов в Ангкоре и других храмовых комплексах (еще один — Самбор-Прей-Кук — недавно вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО), отдыхающими на пляжах Сиануквиля, экспатами в ресторанах Пномпеня и гастротуристами в Кампоте и Кепе, поедающими крабов с кампотским перцем — самым ароматным в мире.