Стать журналистом я решил еще в школе — а какая еще профессия подходит гуманитарию? Однако побывав на местном ростовском телевидении и увидев старые мониторы, обгрызенные провода, понял, что строить карьеру в регионе — бессмысленное дело. Из финансово стабильных медиа в Ростове-на-Дону — только государственные СМИ.
За три года до окончания школы я решил съездить в столицу и посмотреть, как устроена журналистская кухня там. Походил на съемки ток-шоу федеральных каналов, влюбился в «Останкино», оставил в плинтусе телецентра 50 рублей и обещал вернуться.
Несколько лет упорной подготовки к ЕГЭ — и мечта сбылась. Я переехал в столицу.
Первое, что встретило меня по приезде в Москву, — перекопанные улицы. Я отправился подавать документы в университет на улицу Моховую — обойти стройку было нереально. Высокие заборы, баннеры не избавляли от шума и летящей во все стороны пыли. У себя в городе я видел ремонт транспортных магистралей, стройку жилых домов, но откровенного вскапывания центральных улиц не встречал никогда. Скорее всего, это связано с тем, что в маленьких городах капитальный ремонт проводят раз в полвека — можно и не дожить.
Однако даже строительные работы не испортили положительного впечатления о Москве, ибо город, в котором я вырос (он находится в Ростовской области), был похож на одну большую стройку. Его в одном из популярных сообществ и вовсе приписали к «заброшенным», хотя население достигает почти 150 тысяч. Помню, как у нас поставили красивые металлические указатели улиц и установили стенды для наружной рекламы: горожане ликовали от таких новшеств. Позже завезли огромный экран, поставили в центре города и стали крутить рекламу с ошибками в каждом предложении.
Меня поразил размерами бизнес-центр «Москва-Сити» — кроме жилых многоэтажек, ничего подобного я до этого не видел. Люди, работавшие там, показались неживыми — с каменными лицами, сигаретами и кофе они мчались в офис, никого не замечая. Удивили и московские цены в кафе и ресторанах: теперь, когда приезжаю домой к родственникам, шлю фотографии меню в местных ресторанах московским друзьям, и они поражаются тому, как салат «Цезарь» в приличном заведении может стоить меньше 200 рублей, а классический «Мохито» — 150.
Столичная подземка — это отдельная тема для разговора.
С первого дня я влюбился в запах метро, воздух в котором, по моим ощущениям, включает в себя всю таблицу Менделеева. Именно он стал ассоциироваться с Москвой. Когда я начинаю задумываться о количестве времени, проведенном в метро, становится дурно. Раньше самая долгая поездка составляла не более часа (40 км до местного торгового центра). До школы и домов родственников можно было дойти пешком. Теперь же мне ежедневно приходится пересекать огромные расстояния от дома до университета и работы.
Из минусов жизни в столице — загрязненный воздух. Пыль и грязь физически ощущаются на коже. За свежим воздухом приходится полтора-два часа ехать в лесную местность с дачами, расположенными у прудов и озер. Те, у кого нет возможности выезжать на природу, стараются заниматься спортом, правильно питаться. Мне вообще кажется, что в Москве, как и во многих крупных городах, есть культ здорового образа жизни. У каждого второго — абонемент в фитнес-клуб, Парк Горького в летний сезон забит велосипедистами и людьми, занимающимися йогой под открытым небом. В маленьких городах, не отягощенных наличием заводов, и воздух чище, и отношение к спорту другое.
Москва с головой погружает тебя в адский ритм жизни. Я заметил, что спустя месяц жизни в столице стал быстрее ходить и меньше отвлекаться на посторонние предметы. Непривычные толпы на Кольцевой линии вошли в рутину, толчки в спину от незнакомцев стали обыденностью. Я понял, что если ты хочешь добиться успеха в своей индустрии, то должен ходить по головам, быть на шаг впереди своего конкурента, постоянно совершенствоваться.
Можете забыть о сне, размеренном образе жизни, если не хотите, чтобы ваше место занял кто-нибудь другой.
Столица развивает целеустремленность, заставляет мозг безостановочно работать, решать проблемы. С другой стороны, постоянная спешка привела к тому, что я стал редко задумываться о личной жизни. Поэтому, если вы карьерист, нацелены на саморазвитие и решили переехать в Москву, вам, скорее всего, придется смириться с отсутствием романтических отношений и, возможно, с одиночеством.
Но есть для работоголиков и свои плюсы: например, нетворкинг — явление, редко встречающееся в маленьких городах. В Москве ежегодно проводятся тысячи мероприятий, которые позволяют креативным людям встречаться в одном месте, обмениваться контактами и строить себе будущее. Порой на случайных мастер-классах, встречах можно заложить фундамент карьеры, как и произошло в моем случае.
Самый яркий контраст я уловил после того, как впервые прилетел домой из Москвы. После Шереметьево смотреть на разваливающийся аэропорт Ростов-на-Дону, больше похожий на центр эстетического воспитания детей, было немного тоскливо. Трансфер до дома осуществляла маршрутка с порванными сиденьями и сомнительным контингентом. Ни о каком «Аэроэкспрессе», регулярном автобусе до терминала речи идти не может.
Единственный, кто встретит вас в ростовском аэропорту, — это местный бомбила.
Главное, что я уяснил для себя, — это то, что в Москве нужно иметь место, за которое можно зацепиться: университет или работу. Если такого нет, то можно быстро впасть в депрессию, так как всем окружающим глубоко плевать на твою жизнь. Этот город застрянет у вас в горле, если вас не будет что-то удерживать в нем, будь то профессия или учеба.
Старый Арбат, которым восхищались, станет рутиной, не будет былого восхищения Красной площадью или комплексом «Москва-Сити». Перед тем как переезжать в этот город, несколько раз подумайте: нужны ли вы ему и какую реальную пользу вы можете принести?