Берлин — центр современного искусства наравне с Лондоном и Нью-Йорком. Здесь есть множество музеев и галерей современного искусства, здесь уже на протяжении девяти лет проходит Берлинская биеннале, а дважды в год ведущие представители арт-индустрии собираются на берлинской ярмарке современного искусства «abc». В последнее время город стал особенно привлекателен и для коллекционеров.
«Газета.Ru» поговорила с основательницей общества искусств Berlin Art Guide Руфиной Вальски об искусстве в столице Германии.
— Сегодня многие считают, что в Берлин надо ехать ради галерей современного искусства и стрит-арта, однако крупнейшие ярмарки все равно проходят в Лондоне, Нью-Йорке и Базеле. Какое место на самом деле сегодня занимает Берлин в этой области?
— Если Нью-Йорк — это сцена, то Берлин — это бэкстейдж. Здесь живет множество перспективных художников — потому что жить здесь недорого. В Берлине можно найти работы тех, кто станет популярен через несколько лет, они пока еще довольно доступны, и у коллекционера есть шанс вложить деньги в «правильный» предмет, стоимость которого увеличится вскоре после покупки. Это делает берлинскую художественную сцену действительно любопытной.
— В чем отличие выставочных пространств Берлина от аналогичных площадок в других городах?
— В Берлине выставки проходят на двух художественных пространствах: это белый куб — экспозиции, выставленные в гараже, пивоварне или на заводе, — и квартира. Первая сцена — нейтральная, общественная, стерильная, вторая — домашняя, теплая, веселая. Галереи Берлина — не просто магазины, где можно купить работы, но и лаборатории. А когда выставки проходят в квартирах, это создает ощущение декаданса, напоминает о том, что буржуазный образ жизни изжил себя. В качестве примера можно привести галереи Daniel Buchholz и Isabella Bortolozzi, весьма влиятельные.
Конечно, для экспериментов художников есть множество альтернативных пространств, которые не обязательно должны быть связаны с рыночными ценностями.
Берлин переполнен пустыми местами, которые часто используются художниками по всему городу.
— Художники из каких стран доминируют на арт-рынке Берлина?
— Я не люблю деление по национальности или полу, но, отвечая на вопрос, могу отметить художников из Африки, Юго-Восточной Азии и Объединенных Арабских Эмиратов. Вообще, сегодня большую популярность приобретают именно художники, способные переосмыслить опыт своих культур, свою этничность.
— А из России?
— Многие российские коллекционеры предпочитают покупать за границей. Это странно, но это так: русское искусство очень мощное, с давней историей, но эта история — своего рода бремя. Бремя авангарда, академической живописи — его нужно использовать, но в то же время, знать, как от него избавиться. Сегодня русские художники чувствуют себя представителями высокой культуры, но у них мало энергии.
Русские должны интегрировать в свою практику антиискусство, антикультуру, а не заниматься разрушением художественных контекстов.
— Чем руководствуются коллекционеры при выборе предмета, на что обычно обращают внимание?
— Пока вы не увидели произведение искусства и не влюбились в него до такой степени, что вам необходимо им обладать, лучше проконсультироваться со специалистом, который знает, какие параметры следует учитывать при приобретении произведения искусства.
Если человек заинтересован в том, чтобы следить за карьерой художника, Берлин станет связующим узлом, который поможет полностью уловить развитие карьеры с точки зрения понимания того, как устроен мир искусства и как он постоянно меняется.
Обычно во всем мире художники, базирующиеся в Берлине, имеют два материнских корабля — это могут быть Берлин и Нью-Йорк, Берлин и Лондон и так далее. Это связано с тем, что мир искусства глобализирован.
— Коллекционеры из каких стран чаще всего приобретают искусство?
— За последние пять лет было много русских коллекционеров, но они каким-то образом исчезли. Сейчас более заметны и активны коллекционеры из Азии, Скандинавии и Америки, как Северной, так и Южной. И здесь мне хотелось бы отметить изощренность многих китайских коллекционеров — они покупают вещи, ценность которых пока еще не очевидна, однако кто знает, что будет через несколько десятилетий.