«Нельзя позаимствовать глаза»

Французский фотограф Сара Мун — о поисках утраченного

Валерия Стряпан
Бархатный сезон, 2010 / Амариллис, 2012 / Черная птица, 2015 Sarah Moon
Она была моделью, иконой стиля и глянцевым фотографом. Сегодня 71-летняя француженка Сара Мун — величайший фотограф мира с уникальным, безошибочно узнаваемым стилем. В Москве она побывала по случаю открытия выставки «Смена состояний» — об увядании. Беседа с «Газетой.Ru» получилась о том же.

В Москве открылась выставка всемирно известного фотографа Сары Мун «Смена состояний». Проект создавался пять лет — с 2010 по 2015 год. Он посвящен поздней осени и увяданию.

Из кадра — за кадр

Сара Мун (настоящее имя Мариэль Варен) — одна из крупнейших фотографов мира, ее жизнь и биография — пример того, как муза превращается в творца. Она начинала как модель — не просто модель, а икона стиля, it-girl 60-х, но быстро переместилась по другую сторону камеры. Ей всегда нравилось снимать своих друзей из мира моды, в 70-е она сделала увлечение профессией. Уже в 1972-м она стала первой женщиной, ставшей автором календаря Pirelli, много лет работала на Cacharel, Dior, Chanel, снимала для журнала Vogue, а в 1985-м отошла от мира моды, сосредоточившись на арт-фотографии.

Работы Мун выполнены в стиле старых фотографий и манере пикториализма — от них веет холодом и чувственностью. Не зря Сару Мун называют фотографом-импрессионистом.

Позади Москва

Не считая открытия выставки «Смена состояний» в рамках X Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии» в МАММ, Сара Мун бывала в Москве уже десять раз. По ее словам, каждый раз, когда она приезжает в столицу, что-то меняется, но в этот раз изменения бросаются в глаза больше обычного:«Невозможно не заметить плитку, которой оброс весь город, и чудовищные пробки».

Самая большая ее любовь в России — это цирк, правда, с тех пор, как не стало Натальи Дуровой, с которой французский фотограф была близко знакома, любовь приобрела оттенок грусти.

Мун много снимала в Театре Дуровой: когда в Год цирка во Франции министерство культуры страны попросило Сару сделать серию работ о цирке, в Театре Дуровой француженка фотографировала циркового слона для этой серии. Среди ее творчества есть и цикл о тяжелой жизни акробатов.

Размытая реальность

Работы Сары Мун часто сравнивают с живописью. Они нечеткие и размытые, именно такой она видит реальность. Чтобы достичь эффекта расплывчатости, который придает недосказанность, Сара использует специальные линзы и мягкий свет.

На взгляд самой фотохудожницы, разница проницаемости фото и живописи принципиальна.

«Живопись — это нереальное, а фото — это всегда реальное, на нем вы видите то, что есть. Цветок — это всегда цветок, другое дело, как его интерпретировать».

Ушла в себя

Всемирную славу Сара Мун завоевала как модный фотограф, но сейчас к этому жанру она не чувствует ничего, кроме разочарования. По ее мнению, начиная с 1990-х модная фотография стала изживать себя, уходить в сторону коммерции, и модные журналы перестали позволять себе такие эксперименты, как в 1950-е и 1960-е. «С 1990-х маркетинг захватил журналы

и стало возможно снимать только то, что продается.

Фотографам дается послание, которое нужно донести, и никакой свободы действий не остается. Арт-директор и стилист диктуют, что должно быть на картинке и как она должна выглядеть».

Место фотографа

На вопрос о том, кого по-настоящему можно назвать фотографом, Сара отвечает: «Фотограф — это не тот человек, который нажимает на кнопку, а тот, кто делает осознанный выбор и понимает, что он делает и что именно он фотографирует».

На ее взгляд, дело не в инструменте, а в том, как его используют, так что хорошие фотографии можно делать и на iPhone.

«Некоторые фотографии, сделанные на iPhone, можно назвать достаточно хорошими, их проблема только в низком качестве самого снимка».

А вот утраты фотографией индивидуальности, плагиата и прочих проблем, связанных с заимствованием чужих идей, она не боится: «Я думаю, позаимствовать то, что нельзя заимствовать, невозможно. Нельзя позаимствовать глаза. Невозможно позаимствовать чувства, которые человек испытывает».

Сара признается, что пробовала заняться соляризацией, которую восхитительно делал Ман Рэй, но у нее не вышло воспользоваться этим приемом с тем же успехом. «Никто не запрещает пытаться пробовать какие-то техники, которыми пользуются другие художники, но это не должно приводить к заимствованию их идей и взглядов».