Дональд Трамп прибыл в Эр-Рияд с двухдневным визитом в сопровождении супруги: в субботу, 20 мая, Меланья Трамп вышла из самолета, не надев на голову платок и презрев принятый в Саудовской Аравии дресс-код, предписывающий женщинам носить платье-абайю, закрывающее и тело женщины (до пят) и голову. «Спасибо за великолепный прием в Эр-Рияде», — написала она в своем твиттере, сопроводив этим текстом свою фотографию, на которой видно, что для визита в Саудовскую Аравию Меланья Трамп выбрала черный брючный костюм с массивным золотым поясом и золотой же отделкой на шее.
Эта новость стала пока что едва ли не одной из самых важных: когда женщины – главы западных государств приезжают в страну, где права женщин строго ограничены, становится необычайно интересно, одеваются они надлежащим образом или нет.
Потому что головной убор становится в этом случае не просто эффектным аксессуаром, а политическим заявлением.
Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель бен Ахмад аль-Джубейр, отвечая на вопрос, должна ли первая леди США Меланья Трамп придерживаться принятого в стране дресс-кода, заранее заявил, что в королевстве одобрят любой стиль, который она выберет, так что отказ от платка, разумеется, не вызвал скандала. Но это не значит, что отсутствие головного убора никто не заметил. Более того — заметили все.
Заметили потому, что Меланья не первая, кто демонстрирует нежелание следовать требованиям, ограничивающим женскую свободу в Саудовской Аравии: она присоединилась к другим женщинам –
лидерам западных стран, отказавшимся надевать головной убор во время визита в страну (впрочем, в 2010-м она была в платке). 1 мая 2017-го это сделала, например, канцлер Германии Ангела Меркель: она не стала прикрывать голову для встречи с королем Сальманом бен Абделем Азизом аль-Саудом.
До нее на такой же шаг решилась премьер-министр Великобритании Тереза Мэй: в апреле 2017-го во время визита в Саудовскую Аравию она предпочла обойтись без платка и надела брючный костюм, сделав это вопреки советам британского МИДа и не обратив внимания на опыт предшественниц (железная леди Маргарет Тэтчер и члены британской королевской семьи всегда уважали местные традиции и прикрывали волнующие части тела).
И все же не Ангела Меркель и не Тереза Мэй задали этот тренд: еще в 2015 году надевать головной убор отказалась Мишель Обама, тогдашняя первая леди США и предшественница Меланьи Трамп: на траурной церемонии по случаю кончины короля Саудовской Аравии Абдаллы она появилась в синем брючном костюме. Это вызвало возмущение в стране: отсутствие головного убора и легкомысленный, по мнению публики, цвет ее наряда рассердили пользователей соцсетей: они протестовали про помощи хештегов #Michelle_Obama_Immodest и #Michelle_Obama_Not_Veiled.
К ним присоединился и будущий на тот момент президент США Дональд Трамп: он тоже написал в твиттере, что это оскорбило народ Саудовской Аравии.
Однако и Мишель Обама, которая, кстати, в 2010 году во время визита в Индонезию прикрыла голову для экскурсии в мечеть, не была ни первой и, как выясняется, ни последней американкой, отказавшейся от головного убора ради уважения к традициям. До нее это делали и Лора Буш, и Хиллари Клинтон, и Кондолиза Райз, потому что, несмотря на то, что и британский, и американский МИДы предупреждают рядовых туристок о последствиях несоблюдения положенного дресс-кода, на лидеров стран эти предупреждения не распространяются. Отсутствие головного убора еще ни разу не привело к разрыву дипломатических отношений между государствами, тем более что женщины, представляющие западные страны, все-таки соблюдают приличия. Черный наряд Меланьи Трамп, хоть и был брючным костюмом, вполне напоминал абайю, а первая дочь США Иванка Трамп появилась рядом с мужем, Джаредом Кушнером, в чрезвычайно скромном платье: глухой вырез, длинный рукав, длина до щиколотки не оставляют сомнений в том, что она пошла на компромисс с мусульманским дресс-кодом.
Сработает ли это — другой вопрос: председатель Совета Федераций Валентина Матвиенко, напротив, избрала другой путь во время визита в Саудовскую Аравию.
«Есть дипломатическая культура. Когда приезжаешь в другую страну, ты должен уважительно относиться к культуре, к традициям, к религиозным особенностям, и это непременное условие не только, если хотите, дипломатического этикета, но это еще и внутренняя культура. Если ты с пренебрежением относишься, то никакого доверительного уважительного диалога не получится. Да, они все стерпят, примут, но остаток в душе останется», — сказала она, отвечая на вопрос о том, как уважение к местным традициям помогает ей в выстраивании диалога на политические темы.