Принцу Филиппу, главному долгожителю из представителей королевских семей мира, к тому моменту, когда он перестанет посещать официальные мероприятия, исполнится 96 лет. Но не только это заставляет супруга Елизаветы II выделяться среди прочих. Трагические события, пережитые в детстве, нелегкая юность, постоянные переезды с места на место, служба в вооруженных силах во время Второй мировой войны, необычная история любви принца в изгнании и будущей королевы Великобритании, и, наконец, брак, в котором энергичный, остроумный, презиравший формальности Филипп согласился быть на вторых ролях, оставшись в жизни королевы на первой.
Филипп, будущий герцог Эдинбургский, родился на Корфу, Греция, в 1921 году. В детстве его крестили в греческой православной церкви. Филипп был пятым ребенком в семье и единственным сыном греческого и датского принца Эндрю и датской принцессы Алисы Баттенбергской. Несмотря на благородное происхождение, детство принца складывалось очень трагично.
Из-за развязавшейся греко-турецкой войны дядя Филиппа, король Константин I, был вынужден отречься от престола, затем под арестом оказался отец герцога — принц Эндрю.
Вскоре суд принял решение изгнать князя Эндрю из Греции, и семья эмигрировала во Францию на военном британском корабле (переезд был настолько небезопасным, что принц Филипп спал в кроватке, сделанной из коробки из-под фруктов).
Семья обосновалась в парижском пригороде Сен-Клу. Филипп начал свое обучение в американской школе в Париже, но вскоре отправился в Великобританию для обучения в подготовительной школе Чеам, где жил со своей бабушкой в Кенсингтонском дворце. Когда Филиппу исполнилось 12, он переехал в Германию на обучение в частную школу в Залеме. Но спустя два года уехал из нацистской Германии — и перешел в школу Гордонстоун в Шотландии.
Сложные времена продолжились в жизни принца и в подростковом возрасте: сестры быстро вышли замуж за немецких аристократов и переехали в Германию, мать лечилась от шизофрении в психиатрической больнице, отец переехал в Монте-Карло. Спустя несколько лет семья его старшей сестры разбилась в автокатастрофе, а когда Филиппу исполнилось 17, от рака костного мозга умер его дядя и опекун.
Окончив Гордонстоун, в 1939 году Филипп вступил в Королевский военно-морской флот Великобритании: проучившись год в колледже в Дартмуте, он был лучшим кадетом на курсе. В звании мичмана в 1940-м он отправился на Вторую мировую войну: пока два его зятя, мужья сестер, сражались на стороне Германии, он воевал в Индийском океане, а в конце 1940-го, когда Италия напала на Грецию, присоединился к флоту на Средиземноморье. Войну он закончил лейтенантом на Дальнем Востоке.
Вернувшись в Великобританию в январе 1946-го, он стал привыкать к мирной жизни, в которой уже была любовь, но не было никакого будущего.
Филипп Маунтбеттен был по всем статьям не лучшим женихом для дочери короля Великобритании, но что делать, если они были влюблены друг в друга давно? Еще с тех пор, как в 1939 году Георг VI и королева Елизавета были с визитом в Королевском военно-морском колледже в Дартмуте и Филиппа попросили провести экскурсию для их дочерей, Елизаветы и Маргарет. Филиппу было 18, Елизавете 13. Между ними завязалась переписка.
После возвращения с войны, оставаясь то у бабушки, принцессы Виктории, в Кенсингтонском дворце, то у дяди, Дики Маунтбеттена, не имея ни собственного дома, ни планов на будущее, ни даже приличных костюмов и хорошей обуви, он стал регулярно навещать Елизавету в Букингемском дворце. А она, по словам одной из фрейлин, стала тщательно заботиться о своей внешности и регулярно прослушивать песню «People Will Say We're in Love» из мюзикла «Оклахома».
В мае 1946-го их впервые сфотографировали вместе на свадьбе одной из фрейлин. Точнее, не вместе, а рядом, потому что долгое время влюбленные тщательно скрывали отношения, на публичных мероприятиях старались не оказываться рядом и даже не танцевали друг с другом. Но в июне 1946-го Филипп написал королеве, матери Елизаветы, о своей любви. Георг VI не возражал против этого брака, он лишь хотел, чтобы пара дождалась, пока Елизавете исполнится 21. А вот британская аристократия Филиппа недолюбливала.
Грубый, язвительный, независимый, неотесанный, небрежный в одежде: все это, видимо, помогло ему завоевать сердце Елизаветы, но британскую элиту скорее раздражало.
Это — а еще то, что он окончил не престижный Итон, а подозрительный (и слишком либеральный) Гордонстоун. Королю и королеве тоже не нравилось отсутствие лоска и манер, но узнав Филиппа поближе, они его полюбили.
О помолвке было объявлено 9 июля 1947 года. На вечере в саду Букингемского дворца будущая королева и моряк впервые появились на публике вместе. Филипп был подчеркнуто суров и мужественен в своей военной форме.
Свободная жизнь закончилась со смертью в 1952 году его тестя, короля Георга VI. Как закончились и мечты продолжить службу во флоте, — теперь Филипп становился мужем королевы, которому отказали даже в праве дать детям собственную фамилию (тогдашний премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль был категорически против того, чтобы династия Виндзоров превратилась в династию Маунтбеттенов). Это решение глубоко ранило Филиппа. Зато появились новые обязанности — быть «глазами и ушами королевы», путешествовать по стране.
Филипп и до сих пор остается — глазами, ушами, плечом, отцом четверых детей, дедом восьми внуков и прадедом пяти правнуков. (Те из них, кто не претендует на королевский престол и не называются принцами и принцессами, носят фамилию Маунтбеттен-Виндзор.) Он по-прежнему пользуется репутацией человека, который за словом в карман не лезет. В день, когда мир узнал, что герцог Эдинбургский выходит на пенсию, газеты публикуют списки самых его остроумных высказываний.
Он до сих пор кажется грубым. Ненавидит притворство, светские разговоры и глупые вопросы. Когда в 2000 году прилетел в Канаду, принца Филиппа спросили: «Как прошел ваш полет, Ваше королевское Высочество?» — «Вы когда-нибудь летали на самолете?» — спросил он в ответ. «Да, сэр, много раз». — «Ну так мой полет прошел так же».