О стиле Марин Ле Пен никогда не было принято говорить с восхищением. Впрочем, она и не стремилась поражать окружающих безупречными нарядами — в отличие от Терезы Мэй, француженка мало интересуется модой. Когда в 2004 году Марин Ле Пен стала депутатом Европейского парламента, оценивая ее внешний вид, можно было лишь пожать плечами: несолидные длинные светлые волосы, огромные пиджаки, белый верх, темный низ — и перламутровые тени и помада.
Однако прошло два года — и она изменилась: не потому, что у нее появился вкус в одежде, а потому, что поняла, как должен выглядеть политик.
Волосы стали короче, макияж сдержаннее, а общий внешний вид стал более расслабленным. Еще более расслабленным он стал к 2010-му, когда Марин Ле Пен, уже три года исполнявшая обязанности вице-президента «Национального фронта», принимала участие в региональных выборах. Дубленки, остроносые туфли-лодочки и белые блузы сменились джинсами, клетчатой рубашкой и ковбойскими сапогами — кандидату от популистской партии нужно выглядеть как можно ближе к народу.
Став 16 января 2011 года лидером «Национального фронта», Марин Ле Пен снова вынуждена была пересмотреть свой гардероб: крупный политик не может позволить себе выглядеть домохозяйкой, даже если очень хочет нравиться людям «из народа». С тех пор она без конца балансирует между формальными классическими костюмами темных цветов, маленькими черными платьями — и ожиданиями людей, не готовых видеть перед собой лидера популистской партии в дизайнерских вещах. К президентским выборам перед ней встала новая задача — привлечь на свою сторону женщин.
Теперь ей нужно выглядеть сильной, женственной и демократичной одновременно.
Сейчас стиль Марин Ле Пен проще всего определить словом «никакой». Одежда для нее служит униформой — то, как она одета, не имеет для нее особенного значения, куда важнее сообщение, которое она несет. Темно-синие брючные костюмы — как у соперников-мужчин, темные туфли-лодочки — как у всех женщин политиков, ничего, что бросалось бы в глаза. Разве только иногда можно позволить себе алый пиджак — и тогда он в сочетании с синей блузой и того же цвета брюками с красным пояском становится сенсацией. Марин Ле Пен — в красном!
Впрочем, ее пиджаки и брюки не совсем такие, как у других политиков. В отличие от Франсуа Фийона, который носит дорогие костюмы ателье Arnys, Марин Ле Пен старается не раздражать избирателей ценой своих нарядов. Франция до сих пор не может забыть синее платье, в котором она пришла на вечеринку Time по случаю объявления списка 100 самых влиятельных персон. Многослойный балахон с длинными рукавами и вырезом на плечах назвали одним из самых безвкусных нарядов. Однако если в глазах модных критиков она проиграла, то избиратели оказались на ее стороне.
Платье неизвестной марки принесло ей успех — простым людям давно надоела гонка дизайнерских нарядов, в которой участвуют звезды, а уж политику, который борется за голоса народа, и вовсе не пристало ходить в роскошной одежде. Марин Ле Пен это понимает — и не повторяет ошибок Хиллари Клинтон, которая в свое время вызвала возмущение публики, рассуждая о бедности в легком пальто от Armani.
Излишне официальным обликом Марин Ле Пен избирателя тоже не отпугивает: да, перед соратниками по партии она выступает в костюмах, но на городских собраниях может позволить себе появиться в пестрой блузке, а отправляясь в пригороды — и вовсе переодеться в спортивного вида худи на молнии. «Это зеркальная стратегия, цель которой — передать избирателю определенное сообщение, — так перемены имиджа главы «Национального фронта» объясняет социолог Джамил Дахлиа французской газете L'Express. — Марин Ле Пен стремится получить голоса простых людей и копирует их коды в одежде, чтобы те забыли о ее буржуазном происхождении».
Перед простыми людьми она появляется в спортивной куртке, а вот перед непростыми — в костюмах в стиле Chanel.
На встрече с Владимиром Путиным 24 марта Марин выглядела далеко не дешево. И при этом женственно. Женщина-политик, которую всегда считали несколько брутальной, сейчас хочет выглядеть чуть более хрупкой — голоса француженок ей не помешают. Добиться желаемого эффекта ей позволяют костюмы с юбками (темных оттенков, конечно же) и туфли-лодочки на высоком каблуке. Такая обувь всегда считалась орудием соблазнения, однако в случае с президентом «Национального фронта» лодочки на шпильках несут совсем другое сообщение: в них она становится не только женственнее — в них она оказывается выше мужчин. А кто не оробеет, глядя на соперницу по президентской гонке снизу вверх?