Расстроены, даже разгневаны
Гендиректор Европейского вещательного союза (ЕВС) Ингрид Делтенре официально уведомила премьер-министра Украины Владимира Гройсмана о намерении ряда стран – участников «Евровидения-2017» отказаться от участия в конкурсе из-за запрета, введенного СБУ на въезд в страну российской участнице Юлии Самойловой.
«Если вы подтвердите запрет въезда — это определенно будет иметь большое негативное влияние на международную репутацию Украины как современной, демократической европейской страны.
Безусловно, мы также обеспокоены возможными негативными последствиями, к которым приведет данный инцидент, для конкурса «Евровидение» и ЕВС в целом.
Данная ситуация вызывает недовольство среди наших членов – вещателей из стран Европы.
Мы получили от них ряд сообщений, критикующих решение СБУ и отмечающих, что данные страны рассматривают вероятность отказа от участия в конкурсе», — сообщила Гройсману Ингрид Делтенре.
Гендиректор ЕВС также отметила, что ни одна страна-организатор ранее не блокировала участие артиста в конкурсе и данный запрет на въезд российской участницы расценивается как недопустимый.
«Как следствие, Национальная общественная телерадиокомпания Украины может быть исключена из дальнейших мероприятий ЕВС», — заявила гендиректор союза.
Ингрид Делтенре попросила Владимира Гройсмана «в виде исключения вмешаться в данный вопрос и подтвердить, что Самойлова сможет принять участие в конкурсе этого года на тех же условиях, что и другие 42 делегации». Также Делтенре отметила, что ЕВС понимает и уважает законы Украины, но при этом напомнила, что украинские власти на протяжении диалога, ведущегося с июня 2016 года, обещали «приложить максимум усилий с целью обеспечения участия в конкурсе всех 43 делегаций и гарантирования их безопасности при условии, что они не составляют угрозы».
ЕВС утверждает, что так и не получил какой-либо информации о том, что Юлия Самойлова представляет угрозу безопасности Украины. «ЕВС прикладывает массу усилий, чтобы «Евровидение» оставалось внеполитическим мероприятием, и мы чрезмерно расстроены, а фактически разгневаны тем, что в этом году конкурс используется как инструмент в продолжающейся конфронтации между РФ и Украиной», — заявила Ингрид Делтенре.
Как отметила гендиректор ЕВС, «отсутствие взаимно принятого решения по данному вопросу, без сомнения, поставит под угрозу будущее участие Украины в конкурсе «Евровидение».
В свою очередь, Гройсман поручил министру иностранных дел Павлу Климкину, министру культуры Евгению Нищуку, министру внутренних дел Арсену Авакову, главе Госкомитета телевидения и радиовещания Олегу Наливайко, председателю КГГА Виталию Кличко, и.о. главы правления ПАО «Национальная общественная телерадиокомпания Украины» Анне Бычок до 31 марта подготовить согласованный проект ответа на письмо гендиректора Европейского вещательного союза.
Что это было
Напомним, Европейский вещательный союз, организатор «Евровидения», с самого начала конфликта вокруг Юлии Самойловой пытался достичь компромисса с украинскими властями.
До официального объявления о запрете ЕВС выражал надежду на то, что «все участники «Евровидения» смогут принять участие в конкурсе», оставляя за Украиной и ее законодательством право последнего слова в этом вопросе.
Организация пыталась найти компромисс — в качестве такового было высказано предложение о том, что Самойлова сможет выступить на конкурсе посредством прямого включения из Москвы.
От этого беспрецедентного для конкурса предложения отказались как российская, так и украинская стороны. Представляющий Россию Первый канал выпустил заявление о том, что это предложение противоречит регламенту конкурса, согласно которому все участники состязания должны быть допущены к очному выступлению. Украинская сторона в лице вице-премьера Вячеслава Кириленко сообщила, что выступление посредством телемоста будет точно таким же нарушением закона, как и въезд артистки на территорию сопредельной страны (никаких норм украинского закона, подтверждающих эти слова, украинский чиновник не привел).
После заявления СБУ о невозможности участия российской делегатки позиция вещательного союза изменилась. Сначала представители ЕВС выразили «глубокое разочарование» решением, констатировали, что подобная политика противоречит девизу конкурса «Празднуем многообразие», и сообщили о том, что продолжат поиски решения для обеспечения возможности для выступления всем кандидатам. Затем тон ЕВС стал еще жестче — Ингрид Делтенре назвала политику Украины «абсолютно неприемлемой» и сообщила, что она ведет переговоры с президентом Петром Порошенко и премьер-министром Владимиром Гройсманом, которые своими указами могут отметить решение СБУ или сделать так, чтобы запрет вступил в силу после завершения «Евровидения-2017».
«Я глубоко сожалею, что «Евровидение» будет использоваться для политических игр властей, — приводит слова Делтенре швейцарская газета Blick. — Конкурс песни должен радовать миллионы людей и собирать их вместе, он не должен превращать людей во врагов».
Дальше больше: на прошлой неделе Европейский вещательный союз сообщил, что, если компромисс не будет найден, Украина может быть подвергнута санкциям в ЕВС. Речь, конечно, шла не об отмене «Евровидения» в Киеве, а скорее о лишении права на участие в конкурсе на один или два года. Теперь стало ясно, что ЕВС не намерен ограничиваться таким отстранением и может вообще исключить украинский гостелеканал из своих рядов.
По неподтвержденной информации, Первый канал и ВГТРК рассматривают возможность отмены трансляции «Евровидения» на территории России в качестве ответной меры на демарш Украины.
Служба безопасности Украины запретила Самойловой въезд в страну на пять лет из-за того, что та в 2015 году выступала на фестивале в Крыму. По украинским законам, с момента присоединения Крыма к России поездка на полуостров без разрешения МИД Украины считается административным правонарушением.
Самойлова была избрана делегаткой на Евровидение от России 12 марта — на конкурсе она должна выступить с песней «Flame is Burning». Украинская сторона почти сразу заявила о том, что у представительницы нашей страны могут быть проблемы с въездом в Киев. Отметим, что правилами «Евровидения» не предусматривается замена участников, а крайний срок подачи заявок (в которые включается и готовая песня с видеоклипом) истек 13 марта.