С иглы на подиум

Как фильм «На игле» создал моду

Кадр из фильма «На игле» (1996) Channel Four Films
Их призывали выбирать жизнь, но они предпочитали ее прожигать. Мы не ждали их возвращения, но они снова с нами, и мы рады им, как родным. В честь выхода фильма «Т2: Трейнспоттинг (На игле — 2)» «Газета.Ru» вспоминает, что именно вошло в моду благодаря первой картине 1996 года.

В российский прокат вышел «Т2: Трейнспоттинг (На игле — 2)», продолжение любимого фильма целого поколения, которое 21 год назад не то что не думало о сиквеле, но и вообще не рассчитывало дожить до сорока. Образ жизни, показанный в картине, и правда не подразумевал долгих лет. Однако оно есть, как есть и ностальгия по 90-м.

Ностальгируют не только в России. Со своими флешмобами про 90-е мы, пересматривающие свои старые полароидные снимки и смешные цветные фотографии, которые руки не доходят оцифровать, попали в мировой тренд. Возвращение на подиумы моды 90-х, подборки фотографий молодой Кейт Мосс в модных журналах и продолжение «На игле» тому подтверждение.

Накануне выхода картины на Западе, где это произошло еще месяц назад, исполнитель роли Кочерыжки Юэн Бремнер дал интервью журналу Time Out, в котором рассказал, что именно художник по костюму картины Рейчел Флемминг изобрела популярные сегодня обтягивающие джинсы для мужчин.

Это, пожалуй, не совсем так — в зауженных штанах ходили по экранам еще герои вестернов 50-х.

Однако это не значит, что «Трейнспоттинг» не создал стиль.

Кадр из фильма \«На игле\» (1996) Channel Four Films

Как и многие другие фильмы 90-х (в том числе «Криминальное чтиво» и «Настоящая любовь»), он повлиял на представления своих зрителей о моде самым радикальным образом. Сегодня вместе с героями картины те 20-летние превратились в нынешних 40-летних — правда, как и герои сиквела, они как-то не готовы признавать, что повзрослели. А джинсы-скинни и другие предметы гардероба, которые мы видели на Рэнтоне, Кожерыжке, Саймоне, Бэгби и их несчастном друге Томми, носят теперь новые 20-летние.

«На игле» вышел в 1996-м, когда на пике популярности было то, что называлось «героиновым шиком». На деле в моду вошли не наркотики, а болезненная бледность и худоба — в том году тонкая, почти андрогинная Кейт Мосс снялась в рекламной кампании Calvin Klein, и модная индустрия полюбила эту девочку, мгновенно забыв о соблазнительных изгибах роскошных Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл. В «Трейнспоттинге» шик показан более наглядно, чем в рекламе джинсов, однако фильм как раз совершенно напрасно обвиняли в «гламуризации наркомании» — в «самом грязном туалете Шотландии», ломке, мертвом младенце и смерти самого милого парня от глупого токсоплазмоза не могло быть ничего гламурного.

Кадр из фильма \«На игле\» (1996) Channel Four Films

Привлекало в хедлайнерах того времени не это, а наплевательское отношение к самой жизни, ощущение, что тебе все позволено, отсутствие страха и забот о будущем.

Вслед за лондонскими панками конца 70-х парни из рабочих районов Эдинбурга могли бы повторять: «Будущего нет». Но им говорили: «Выбирай жизнь».

В чем же, кроме болезненной худобы, горящих глаз и пересохших губ, выражалась та эпоха? Все элементы гардероба хорошо нам знакомы, потому что занимают подиумы последние несколько лет.

Обтягивающие джинсы-скинни, бомбер и футболка на несколько размеров меньше, чем нужно, — то, что носил в картине Рэнтон, стало появляться на подиумах в начале 2000-х, когда их предложил тогдашний креативный директор Dior Эди Слиман. Из Dior меломан Слиман переместился в Saint Laurent — и в 2011 году мужчины в обтягивающей одежде его стараниями окончательно закрепились на подиуме, по крайней мере, честь возвращения джинсов-скинни в мужскую моду Эди Слиман приписывал именно себе. Сегодня обуженные до предела джинсы и бомбер — это практически униформа любого модника.

Кадр из фильма \«На игле\» (1996) Channel Four Films

Впрочем, по всем признакам, эта мода все-таки сойдет на нет — уж слишком много шума вокруг Гоши Рубчинского, проповедующего тренировочные штаны.

Что ж, их остается дополнить объемной джинсовой курткой (можно на меху), чтобы превратиться в спортсмена Томми, единственного из тех, кого по-настоящему жалко. Куртку оставить, треники заменить на слаксы, белую футболку и золотую цепь — получится агрессивный гопник Бэгби, и при этом и тот и другой законно останутся в эстетике 90-х, которую возвращают на подиумы новые герои фэшн-индустрии Гоша Рубчинский и Демна Гвасалия.

Еще одна знаковая вещь в картине — розовое платье-комбинация, переливающееся от пайеток, которое надела в клуб девушка Диана. Ее красное пальто и страшно популярная в конце 90-х — начале 2000-х стрижка боб — это вечная классика, но вот платье-слип — вещь с характером. Как и сама героиня картины. Как и икона 90-х Кейт Мосс, которая до сих пор носит такие платья. Впрочем, кто их не носит: шелковое платье в бельевом стиле вкупе с косухой и тяжелыми ботинками или кедами — ода гранжевой эстетике и униформа прошлого года.

Кадр из фильма \«На игле\» (1996) Channel Four Films

Ну и Кочерыжка, самый нелепый из всех: со своими блестящими нейлоновыми диско-рубаками и цветными очками, знакомыми всем рейверам 90-х, он вполне мог бы стать нынешней фэшн-иконой Instagram. Его пестрые костюмы и свитеры из ангорской шерсти выглядят так, будто их придумал Алессандро Микеле из Gucci. Но на самом деле для того, чтобы достигнуть подиумов, им понадобилось 20 лет.