«У шедевров нет рыночной цены»

Российский коллекционер Рыболовлев терпит убытки на аукционах

Поль Гоген. «Дом». 1892. Фрагмент Christie's
Российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев терпит убытки из-за любви к искусству. Бывший владелец «Уралкалия» избавляется от работ художников XX века, выручая куда меньше, чем отдал несколько лет назад. «Газета.Ru» о судьбе картин, принадлежавших Рыболовлеву.

На прошедшем 28 февраля в Лондоне аукционе Christie's «Искусство импрессионизма и модернизма» была продана работа Поля Гогена «Дом», принадлежавшая ранее российскому бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву, бывшему владельцу «Уралкалия», которому сейчас принадлежит футбольный клуб «Монако». Картина, написанная в 1892 году, ушла за $25 млн (изначально картина была оценена в $15–22 млн). При всей кажущейся внушительности этой суммы поводов для радости у миллиардера немного: учитывая, что в 2008 году он приобрел «Дом» за $85 млн, сейчас он подсчитывает убытки. На неудачной инвестиции миллиардер потерял 74% от суммы.

Кто на этот раз приобрел произведение французского художника, не сообщается, однако известно, что байером для загадочного клиента выступила Ребекка Вэй, президент Christie's Asia.

Российский миллиардер (по данным на 2016 год, его состояние оценивается в $7,7 млрд) давно пользуется репутацией увлеченного коллекционера, расценивающего покупку произведений искусства как выгодную инвестицию. Однако два года назад что-то пошло не так: в 2015 году Дмитрий Рыболовлев подал в суд на швейцарского арт-дилера Ива Бувье (предприниматель известен также тем, что владеет складами для хранения ценностей в зонах, свободных от налогов, в Сингапуре и Люксембурге).

Российский миллиардер обвинил швейцарца в мошенничестве — а именно в том, что тот годами намеренно завышал цены на произведения искусства, которые приобретал Рыболовлев.

В общей сложности с 2003 года, когда миллиардер познакомился с Ивом Бувье, он потратил $2 млрд на 38 вещей крупнейших мастеров, среди которых были, в числе прочего, работы Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Амедео Модильяни, Анри Матисса и Марка Ротко. Помимо «Дома» Поля Гогена, он продал еще три работы. Еще четыре ждут своей очереди: на аукционы Christie's выставлены «Флейтист и обнаженная женщина» Пабло Пикассо (приобретена Рыболовлевым за $35 млн, оценена Christie's в $8,1–10,6 млн), «Поцелуй» (один из вариантов) Огюста Родена (скульптура куплена за $10,4 млн, оценена в $5–7,5 млн), «№1» Марка Ротко (Рыболовлев отдал за картину $36 млн, аукционный дом оценил в $10–15 млн), «Поместье Арнхейм» Рене Магритта (приобретен за $43,5 млн, оценивается в $8–10,6 млн).

Рыболовлев начинал сотрудничать с Ивом Бувье в момент, когда арт-рынок переживал подъем. Его наполняли новые деньги из России и Китая, на него приходили новички в коллекционировании, которые были готовы тратить средства на произведения западных художников XX века и были способны заплатить столько, сколько им скажут. С 2003 по 2014 год общий объем продаж на арт-рынке утроился и составил $68 млрд.

Однако санкции, падение курса рубля, кризис в России и стагнация в Китае охладили пыл новых любителей инвестировать в искусство. Дорогие произведения потеряли в цене, что повлекло за собой разочарование и судебные иски.

По информации агентства Bloomberg, два принадлежащие Рыболовлеву трастовых фонда на Британских Виргинских островах заработали «менее чем $50 млн» на продаже картины Поля Гогена «Отахи», приобретенной Рыболовлевым за $120 млн. В ноябре 2015-го он продал Wasserschlangen II Густава Климта за $170 млн (приобретена работа была за $183 млн). В мае 2016-го скульптура Огюста Родена «Вечная весна» ушла за $20,4 млн, в то время как была куплена за $48.

Сам Ив Бувье вину не признает: он считает, что продавал коллекционеру те работы, которые тот хотел купить, по цене, которую он был готов заплатить.

Почему миллионер решил избавляться от работ именно сейчас, он тоже не в курсе. «Я понятия не имею, лучше спросите самого Рыболовлева, — заявил он агентству Bloomberg еще в апреле 2015-го. — Факт остается фактом: не существует рыночной цены для шедевров».

Неприятное чувство миллиардера, теряющего деньги на Родене и Климте, возможно, усилит то, что на прошедшем 28 февраля аукционе Christie's «Искусство импрессионизма и модернизма» было, между тем, поставлено несколько рекордов. Картина Рене Магритта «Душевные струны» установила ценовой рекорд, уйдя с молотка за $18 млн. Впрочем, «Дом» Поля Гогена обошелся покупателю все равно дороже.