Горнолыжный спорт — одна из немногих причин любить зиму. Особенно если по итогам не приходится подсчитывать количество травм, полученных на склонах лыжниками и сноубордистами. Однако так, к сожалению, не бывает: катание с горки настолько же травмпоопасно, насколько и увлекательно. Случаи, когда семейный отпуск оканчивается в больнице, бывают нередко.
Недавно, 17 февраля, среди жертв горнолыжных склонов оказался старший сын Дэвида и Виктории Бекхэм — Бруклин. Не успела закончиться Неделя моды в Нью-Йорке, как семья отправилась в отпуск на горнолыжный курорт Уистлер в Канаду: там Бруклин Бекхэм и сломал ключицу, скатываясь на сноуборде. Это не самый страшный случай — на курортах случаются и подлинные трагедии, как гибель актрисы Наташи Ричардсон или тяжелая травма головы Михаэля Шумахера. Однако они бывают значительно реже, чем переломы рук.
Рядовые катальщики так же беззащитны перед горой, как и знаменитости. «Любые виды спорта опасны в каком-то смысле. Конечно же, нужно быть внимательным и осторожным. Быть уверенным в том, что с тобой ничего не произойдет, нельзя, — комментирует Валерия Катая, которая уже больше трех лет увлекается сноубордингом. — Я падала, пока училась.
Сейчас же остается только контролировать скорость, падений давно не было.
Хотя мой брат Дима один раз сломал руку при падении со сноуборда. Мы ездили в травмпункт, где ему наложили гипс. Рука быстро зажила, так что для нас это не было поводом для паники».
Чаще всего лыжники и сноубордисты получают травмы при спуске или при столкновении с другими людьми, из-за неумения правильно пользоваться подъемником или некачественного горнолыжного снаряжения. Повреждение можно получить из-за усталости (когда катаешься уже слишком давно и забыл отдохнуть), обезвоживания, невнимательности (мы не всегда обращаем внимание на запрещающие знаки) или неправильной оценки своих способностей.
«Опасность зависит от того, как и где ты катаешься и насколько сопоставляешь свои возможности с реальностью, — говорит Мария, любитель горнолыжного спорта. — Я катаюсь на лыжах, но не могу сказать, что они опаснее сноуборда. Все зависит от опыта. Серьезных травм не получала, к счастью, только стандартные синяки и ссадины. С ними я справлялась мазями и, если необходимо, эластичными бинтами, но, на мой взгляд, лучше сразу кататься в защите, хотя бы в наколенниках. За столько лет катания на лыжах я ни разу не обращалась в страховую компанию. Мне кажется, это не нужно».
Конечно, многие любители горнолыжного спорта поначалу стараются обезопасить себя: надевать защиту, медленно спускаться со склона и делать спортивную страховку. Но как только они осваиваются на склоне, то бояться перестают — тут возникает большая вероятность получить травму при спуске.
Для горнолыжных курортов повредившийся на склоне отдыхающий — это большая неприятность, так что администрация любого горнолыжного комплекса уведомляет каждого посетителя о правилах безопасности на склонах.
Но не всегда эти правила соблюдаются как работниками горнолыжного курорта, так и его посетителями — и, судя по опыту корреспондентов «Газеты.Ru», не на каждом курорте готовы поговорить об этом.
Сотрудник информационного центра «Газпром» Марина согласилась на телефонный разговор и рассказала о правилах безопасности на горно-туристическом центре ПАО «Газпром», расположенном неподалеку от Сочи: «Безопасность у нас многоэтапная. Есть определенный регламент поведения гостей. Гостям запрещено пользоваться самовольно ледянками и санками на необорудованных склонах. Это везде у нас прописано. Также охрана при допуске на склон проверяет посетителей на наличие опасных вещей. Если находят что-то запрещенное, то это все, естественно, оставляется при входе. Не допускаются люди в пьяном состоянии и с алкоголем. Информация о правилах безопасности размещена во всех доступных для посетителей местах, а также на сайте. Если гость с чем-то не согласен и спорит, можно предложить ему правила поведения, утвержденные директором комплекса. Однако это дело добровольное, мы никого не заставляем знакомиться с нашими правилами».
По словам собеседницы «Газеты.Ru», на горе работает служба спасателей, которые патрулируют зоны катания, а на каждой высоте есть медпункты, а служба трасс огораживает зону, недоступную для катания, лентами и сетками.
При этом многие посетители комплекса в своих отзывах писали о низкой безопасности склона — к примеру, об огромном количестве препятствий на склоне, а также о нефункциональных подъемниках, однако представитель горнолыжного комплекса уверена, что недочеты посетители замечают в зонах, недоступных для катания.
Когда склон грозит опасностью, логично заранее озаботиться медицинской страховкой.
Страховой полис для любителей горнолыжных спусков предполагает покрытие расходов на следующие оказанные пострадавшему услуги: транспортировка от места наступления страхового случая (получения травмы), лекарственные препараты, пребывание в медицинском учреждении, хирургическое оперативное вмешательство, медицинское обследование. По словам консультанта «АльфаСтрахования» Людмилы, в этом зимнем сезоне спортивной страховкой в большинстве своем пользовались дети, а вот взрослые в этом году снизили процент страхования относительно прошедших зимних сезонов.
Страховка, впрочем, не всегда полностью покрывает расходы на лечение. Часто случается, что государственная больница, которая и должна заняться лечением нового пациента, находится слишком далеко от курорта, которому приходится либо брать такси, либо лечиться за деньги в местной платной клинике. Однако упорные люди умеют добиться того, что страховка покроет и такси. «В нашей практике немного споров, связанных с полисами страхования туристов, что связано с незначительностью сумм, удерживаемых страховщиками, и нецелесообразностью их судебного взыскания (затраты на юристов заведомо превышают возможные компенсации), — говорит PR-специалист фонда «ИФРУ» Анастасия Бизюкина.
Например, в 2014 году с жалобой на отказ в выплате по полису страхования выезжающих за рубеж в «Финпотребсоюз» обратилась жительница Москвы.
По словам гражданки, будучи беременной, она посетила заграничный курорт, где ей понадобилась скорая медицинская помощь.
После возвращения туристки в Москву страховая компания «Согласие» компенсировала медицинские расходы, но отказалась возмещать затраты на такси. Как пояснила женщина, курорт находился в отдаленном от города месте, где не было прямого автобусного маршрута в больницу. Кроме того, тревожное состояние застрахованной, связанное с характером ситуации, не позволяло думать о том, как в дальнейшем удастся объяснить свой выбор между общественным транспортом и такси. После судебной тяжбы компания все-таки согласилась выплатить женщине дополнительную сумму».