Конец зимы — время, практически невыносимое для нашего человека. Смотреть на снег, лавировать между сосульками и ждать тепла становится уже совсем утомительно — тем необычнее кажется идея отправиться на север Финляндии, где в городе Оулу 15 февраля прошло одно из самых странных мероприятий, которые автору доводилось видеть.
В Оулу — городе на берегу Ботнического залива Балтийского моря, который считают пусть и южной, но все-таки Арктикой, — зимой темно, скользко, ветрено, но очень красиво, особенно когда на закате немногочисленные церкви, деревянные дома и сосны начинают отливать красным золотом. Разумеется, еще и холодно — но только не этой зимой, когда вместо –20 здесь –6°C.
Местные жители немного стесняются об этом рассказывать: им кажется, будто недостаточно жуткий мороз снижает впечатление.
Здесь готовят мороженое из черники и морошки, кормят выдающимся сливочным супом из лосося и яблочным пирогом, разводят ром горячей водой и регулярно окунаются в прорубь. И другим советуют. «Попробуйте, ощущения после этого — просто фантастические», — только и слышишь от этих людей, когда доводится обсудить вопросы моржевания в условиях южной Арктики. Те, кто хочет, могут попробовать, потому что специально для них здесь придумали совместить приятное с полезным (хотя приятно ли прыгать в прорубь — это еще по-прежнему вопрос). Polar Bear Pitching — так называлось мероприятие, ради которого в середине февраля сюда приехали специалисты в области высоких технологий из десяти стран мира, включая Россию.
У всех при себе были плавки. У некоторых еще и другие забавные вещи: синяя балетная юбка-пачка, коврик для йоги, пластмассовый утенок, а также всякие иные предметы. Ну и главное — боевая готовность опуститься по грудь в ледяную прорубь, чтобы оттуда, из глубины ледяного ада, выдать короткий (а как он будет длинным?) доклад о своем высокотехнологичном стартапе. То есть сделать бойкую презентацию, остроумно шутить, трогать сердца жюри — в общем, совершать все, что делается во время обычного питчинга стартаперов.
Вообще-то Оулу — это финская Кремниевая долина с огромными лабораториями и заводом Nokia, а также университетом, который готовит специалистов по IT-технологиям, многие из которых переодеваются по окончании учебы в халаты разработчиков Nokia.
С недавних пор Оулу стал городом технологических стартапов: с тех пор как Nokia, градообразующее предприятие для этого населенного пункта, пережила коллапс из-за резкого падения популярности своих гаджетов и в конце концов отказалась от производства смартфонов, сосредоточившись на производстве программного обеспечения и развитии беспроводных технологий (сейчас здесь обещают запустить 5G к 2020 году), многие инженеры оказались не у дел. Талантливые изобретатели, но неумелые бизнесмены нуждались в поддержке и продвижении — и тогда появилась неправительственная организация, которая придумала, как помочь им продвинуть свои идеи и найти инвесторов для своих проектов. Нужно всего лишь заставить стартаперов залезть в прорубь. Победитель получает стажировку в Кремниевой долине и €10 тыс.: премия досталась в результате молодым людям из финской фирмы Virty, придумавшим программное обеспечение, контролирующее заправки для электромобилей.
По задумке организаторов, это позволяет начинающим инженерам и изобретателям продемонстрировать, что для них нет ничего невозможного.
На практике это довольно странное, но забавное зрелище. В этом году соревнование проходило в четвертый раз, и впервые — при большом стечении зрителей, болельщиков и участников из разных стран мира. Звонкий от мороза ведущий в красной шапке требует, чтобы конкурсантов провожали звуками, которые обычно издают тюлени. Не знаете, что это за звук? «У-у-у!», скорее всего, мало что объяснит, но, в общем, так: когда желающий рассказать о своем стартапе отправляется в белом халате к проруби по красной дорожке, следует подбадривающе угугукать и усердно хлопать себя локтями по бокам. В темноте ледяная прорубь маняще поблескивает. Молодые юноши и девушки из разных стран мира (сейчас в конкурсе принимают участие не только финские участники — приз зрительский симпатий, если бы такой был, завоевал бы парень из Объединенных Арабских Эмиратов), нарядившись в купальные костюмы, майки с трусами или, как российский участник, в рубашку с галстуком и синюю балетную пачку, забираются в ледяную воду по грудь и пытаются привлечь внимание инвесторов.
Разные варианты служб каршеринга, платформы для кастомизации новостей из мира экономики и финансов, увлажняющий гель для туалетной бумаги, гаджет, позволяющий людям с диабетом первого типа автоматически контролировать и регулировать уровень поступающего извне инсулина, — авторы идей надеются привлечь внимание инвесторов, дрожа от холода и не чувствуя ног.
В Финляндии к мероприятию относятся серьезно — потому что оно может помочь технологическим стартапам если не встретить своего инвестора, то попасть в новости. Может быть, в местные. А может — и в международные, потому что в этом году здесь собрались журналисты из крупных мировых изданий, включая The Economist и The Newsweek. Обозреватель последнего даже решился тоже поучаствовать в состязании — впервые оказавшись в ледяной проруби, он рассказал о стартапе, о котором впервые услышал накануне.
Так бывает, когда накануне дашь опрометчивое обещание на вечеринке — и наутро пожалеешь об этом, однако пути назад уже нет. Приходится — нет, не жениться, а лезть в ледяную прорубь.
Российские туристы знают об Оулу преступно мало: внимание путешественников зимой перетягивает на себя популярный Рованиеми в Лапландии со всеми своими развлечениями вроде посещения резиденции Санта-Клауса, катания на оленях, собачьих упряжках и ледоходах. Ничего плохого в этом, разумеется, нет: Лапландия — действительно самое популярное направление в Финляндии, из аэропорта Хельсинки туда ежедневно отправляются десять рейсов.
Однако за Оулу обидно: скромный северный город не может похвастаться тем, что здесь живет Санта-Клаус, зато здесь есть море — и когда оно схвачено льдом, здесь можно заниматься кайтскиингом (то есть кататься на лыжах с воздушным змеем), ездить на машине по специальной ледяной дороге (не спрашивайте!), зимней рыбалкой, да и просто ходить в снегоступах. Неподалеку от города есть зимняя деревня со всеми туристическими радостями в виде катания на собачьих и оленьих упряжках, в самом городе — сауны, горячие ванны, катки и даже большой общественный бассейн, в котором можно плескаться наравне с жителями Оулу, что обычно как-то сближает. Тем более что народ тут живет душевный и туристом не избалованный.
По словам Анны Мерируохо, менеджера местного туристического офиса, Россия занимает пятое место среди стран, жители которых приезжают сюда отдыхать.
Первые четыре государства — это Швеция, Норвегия, Германия и Великобритания.
Впрочем, с иностранцами мы расходимся в предпочтениях: если шведы, норвежцы и сами финны приезжают в Оулу летом, когда температура воздуха может достигать 28°C, а воды — целых 25°C, то россияне видят в Оулу место, где зимний снег и обледенелые тротуары скорее радуют, чем раздражают.
От российской границы до города — 300 км, однако путь в Оулу все-таки лежит через Хельсинки. При этом, по словам Мерируохо, многие россияне добираются сюда не по воздуху, а по земле: до Хельсинки легко доехать на машине, а после сесть на поезд, куда загружается и транспорт, и за ночь доехать до севера. А там уже будут качаться на ветру сосны и березы, припорошенные снегом, а возвышающийся вдалеке завод Nokia будет напоминать о том, что в любом городе может бить ключом бурная жизнь, если ее поддерживать. Даже когда градообразующее предприятие практически разорится.