Памела Андерсон, в прошлом звезда Playboy и сериала «Спасатели Малибу», а сейчас активист организации PETA, заявила, что намерена подарить Меланье Трамп шубу из экомеха российского производства.
Борьба за гуманное обращение с животными в последние несколько лет вылилась в модный тренд. Сегодня экошубы невероятно популярны: их производят все ведущие бренды, от Mango до Lanvin, знаменитости считают носить их хорошим тоном.
Когда-то шуба считалась необходимом элементом роскоши — как бриллианты и дорогие машины.
«Откажитесь от ювелирных украшений, карманных денег, новой одежды, но никогда не пытайтесь экономить на мехе, — советовал в 1929 году американкам времен Великой депрессии журнал Vogue. — Мех, который вы носите, всегда показывает окружающим, что вы за женщина и к какому образу жизни привыкли».
Сегодня один из ведущих модных журналов мог бы написать то же самое. С той лишь разницей, что к слову «мех» полагалась бы приставка «эко». Шубы из натурального меха до сих пор остаются предметом роскоши, но стараниями защитников животных — уже не столь однозначным. Другое дело — экомех, носить который теперь весьма престижно, потому что защищать животных — значит принадлежать к истеблишменту. Сегодняшние элиты выучили выражение «ответственное потребление», и экошубы помогают проявить такую ответственность.
Первые шубы из искусственного меха появились в США еще в 10-х годах прошлого века — тогда шубы под каракуль делались из шерстяного ворса (он крепился к основе) — и завоевали невероятную популярность в 20-е.
Подражать Вандербильдихе хотелось не только Эллочке-Людоедке, но и соотечественницам американской светской львицы, не таким обеспеченным, как она.
С развитием технологий производители научились крепить к основе материала ворс из шелка, достигая сходства ткани с мехом леопарда, газели или крота, — и синтетических волокон, созданных в конце 40-х. В 1957 году можно было уже купить шубу под норку, бобра, шиншиллу, пони или жирафа — такие шубы походили на настоящие, если не щупать.
Однако покупали такие изделия из соображений экономии, а не престижа: искусственный мех был всего лишь способом выглядеть на миллион при самых скромных средствах. Он не дышал, намокал, не больно-то грел, был недолговечен и далеко не так мягок на ощупь, как натуральный.
Вообще, история искусственного меха — это история выступлений «зеленых» в защиту животных.
В какой момент отказ от натурального меха стал сознательной позицией?
Впервые борьба против убийства животных ради меха стала аргументом в продвижении искусственных материалов в начале 70-х — тогда нью-йоркские производители «подделки» E.F. Timme & Son запустили целую рекламную кампанию в защиту зверушек. К борьбе присоединились звезды — например, американская певица и актриса Дорис Дэй.
Начиная с 90-х носить натуральный мех становилось все менее прилично и опасно для репутации. Активисты организации PETA, основанной в 1980 году, запустили в 1994-м знаменитую рекламную кампанию, в которой приняли участие супермодели Наоми Кэмпбелл и Синди Кроуфорд — они позировали обнаженными под лозунгом «Лучше ходить голой, чем носить мех». Уже тогда Келвин Кляйн отказался от использования меха, а Карл Лагерфельд высказал сомнение в том, что девушки нынче мечтают о шубах.
В мире высокой моды об экошубах заговорили в 2001 году.
Тогда Стелла Маккартни основала свой бренд, основным кредо которого стал полный отказ от использования натурального меха.
Отказываться от эффектного материала было не очень логично, поэтому дизайнер стала создавать экологические шубы, которые внешне нисколько не уступали натуральному меху.
Сейчас концепцию, предложенную Маккартни, поддерживают многие модные дома. Так, Dolce & Gabbana выпускают продукцию из экомеха, которую можно носить не только в холодное время года, но и весной. Изделия бренда отвечают самым высоким стандартам качества и зачастую внешне мало чем отличаются от натурального меха.
Gucci и Prada, создавая экошубы, делают акцент на дизайне изделий. Насыщенные оттенки, оригинальные узоры в виде, например, растительных мотивов, цветовые переходы — еще одна отличительная черта, на которой делают акцент сторонники искусственного меха.
Отказалась от натурального меха и компания Hugo Boss. Все коллекции, начиная с «осень-зима-2016», теперь сосредоточены на защите окружающей среды. «Современный потребитель принадлежит к поколению, которое снова начало ценить моральные и фундаментальные ценности, — написал бренд- и креативный дизайнер Hugo Boss Бернд Келлер в последнем открытом отчете о деятельности компании. — Мы хотим включить этих людей в число наших клиентов. И мы решили продемонстрировать своей продукцией, что товары категорий «премиум» и «люкс» могут отвечать этическим и экологическим требованиям».
В марте 2016 года против натурального меха выступил Джорджио Армани.
Он сделал сенсационное заявление о прекращении использования натурального меха в пользу отказа от «бессмысленной жестокости по отношению к животным». Это произошло благодаря сотрудничеству известного бренда со «Свободным альянсом меха», в который входит около 40 организаций по защите животных.
Поддерживают такую тенденцию и знаменитости. Виктория Бекхэм недавно появлялась в болеро из экомеха, выполненного под лису, Майли Сайрус не раз была замечена в леопардовой экошубе, а Хлое Кардашьян — в длинном пальто из искусственного меха с надписью «К черту мех» (из всех сестер Кардашьян — она самая ярая защитница животных). Носят экомех и Кэтрин Зета-Джонс, Кейт Мосс, Кейт Хадсон, Кэтти Перри, Бейонсе.
У искусственных шуб по-прежнему есть свои недостатки. Они живут не дольше трех лет и греют чуть хуже натуральных (хотя лучше, чем раньше). Но все же современный мех больше не похож на плюшевый ужас прошлого века. Он гораздо мягче. Сейчас такой материал делается из синтетических волокон, к которым может быть добавлена натуральная шерсть, — они крепятся к основе из ткани или искусственной кожи. Ворс бывает длинным или стриженым, разных цветов, с хищным принтом, если пожелаете, — такие шубы, особенно если это Stella McCartney или DKNY, теперь и выглядят отлично, и на ощупь приятны. А главное — создают образ социально ответственной женщины.
Памела Андерсон это отлично понимает — и оказывается на страницах Vogue, который расхваливает ее серую шубку из стриженого искусственного меха.
Если это поймет и Меланья Трамп, она сумеет перетащить на свою сторону многих противников своего мужа.
Популярность искусственного меха — лишнее подтверждение того, что политика оказывает непосредственное влияние на моду. Для нынешних дизайнеров использование натурального материала сегодня — это вызов. Для звезд надеть манто из соболя — ошибка, которая может стоить репутации. Подвергнуться осуждению в прессе сегодня слишком легко, так что лучше лишний раз не рисковать.