Кэрри Фишер, ушедшая из жизни в возрасте 60 лет, была не только исполнительницей роли принцессы Леи. В Голливуде актриса, известная прежде всего по легендарной роли в «Звездных войнах», была еще и писателем, и голливудским «сценарным доктором» — она могла превратить в интересную историю даже самый безнадежный сюжет.
Кэрри Фишер была невероятно остроумна: ее шуток в Twitter многим будет не хватать — она обладала редкой способностью находить забавное в чем угодно, метко высказываться на актуальные темы вроде феминизма или победы Дональда Трампа на выборах — и шутить над собой и над навечно прилипшим к ней образом принцессы Леи.
Особенно доставалось от нее золотому бикини, в котором она появилась в картине «Звездные войны: Возвращение Джедая» 1983 года.
Наряд, в котором ее героиня сидела у «подножия» (ног-то у него не было) слизнеподобного Джаббы Хатта на положении наложницы, со временем превратился в своего рода сексуальный фетиш — и она прекрасно об этом знала.
Феминистка Кэрри Фишер часто высмеивала тот свой «рабский» образ: «Отцу, которому придет в голову вопрос: «Как я объясню своему ребенку, по какой причине она одета таким образом?» предлагаю сказать вот что: «Гигантский слизняк захватил меня и заставил надеть этот дурацкий наряд, а потом я убила его, потому что мне это все не понравилось. А потом я его сняла. За кадром», — говорила она в интервью The Wall Street Journal в 2015 году.
Костюм действительно вызывающий — возможно, именно поэтому он стал культовым. Создали это золотое одеяние костюмеры Аджи Герар Роджерс и Нило Родис-Ромеро — и оно стало идеальной иллюстрацией унизительного рабского положения принцессы, вынужденной сидеть на цепи, пусть и в золоте. «Я помню то железное бикини, которое было на мне в эпизоде 6, — говорила она в интервью Newsweek в 1999-м. — Такие будут на супермоделях где-нибудь в седьмом кругу ада».
Адским она считала бикини потому, что оно открывало слишком многое. А еще Джордж Лукас заставил ее похудеть — и ей пришлось заниматься спортом, хотя она не больно-то любила здоровый образ жизни.
Однако сила ненависти актрисы к своему экранному образу все равно слабее фанатской любви к нему. Золотой наряд наложницы ей пришлось надевать еще много раз.
В нем она фотографировалась для августовского выпуска Rolling Stone в 1983-м — в номере было интервью Джорджа Лукаса, а на обложке — принцесса Лея в том самом бикини сидит на пляжном полотенце, окруженная монстрами во главе с Дартом Вейдером: «Звездные войны уходят на каникулы», — гласил заголовок интервью.
В нем она навсегда останется (вместе с Джаббой) в Музее восковых фигур мадам Тюссо: не так давно, в начале июня, в Лондоне (по дороге из которого у нее и случился злосчастный сердечный приступ) она как раз сфотографировала свою копию: «Где-то есть место, где я всегда буду 24-летней… В рабстве и в бешенстве!» — подписала она свою фотографию в Twitter.
В нем ее помнят фанаты — именно золотой купальник Леи будет костюмом, популярным среди участников Comic-Con и других сборищ поклонников научной фантастики.
Принцесса-наложница станет героиней подростковых сексуальных фантазий и шуток на эту тему (например, в сериале «Друзья», где Леей наряжается Рэйчел Грин, или в мультсериале «Гриффины»).
Разумеется, золотой купальник стал предметом споров среди феминисток. Что это — воплощение очередного мужского клише (принцесса-наложница — это же и правда мечта) или все-таки символ женского освобождения (в конце концов, Лея душит Джаббу своими же цепями)?
Судя по приведенному выше высказыванию самой Кэрри Фишер в интервью The Wall Street Journal, она склонялась ко второй интерпретации. Некоторые активистки феминистского движения даже обращались к LucasFilm с требованием прекратить тиражировать образ принцессы в цепях и золоте. Но как можно перестать тиражировать предмет народной любви?
Копии костюма по-прежнему продаются. А вот оригинал был продан с аукциона в мае 2015-го. Покупатель, который предпочел остаться неизвестным, выложил за него $96 000 при стартовой цене $16 000.